О предках судят по потомкам
Жизнь весёлая бурлила
Посёлок Кинзягулово основан был в 1805 году, правильнее сказать — деревня, так именовали посёлок долгое время сами коренные жители — башкиры, как те, кто дал начало жизни этому населенному пункту, так и их последующие потомки. Однако, сегодня в историю этого славного посёлка вдаваться не будем, заметим лишь, что с самого основания и до начала двадцатого века жильём здесь были саманные избы, позже стали появляться и деревянные строения. Саманным был здесь и сельский клуб. Во всяком случае, таким он оставался и в 1970-е годы. Кстати, это было время расцвета посёлка. Судите сами. Население его составляло в эти годы более 300 человек. Если использовать статистику тех лет, то примерно 90 человек, это дети от 0 до 15 лет, на долю тех, кому было 60 и более лет, приходилось не более 30 человек (цифры, естественно, ориентировочные). Никаких тебе сотовых телефонов, гаджетов и в помине не было. К 70-м годам стали появляться телевизоры, но из-за слабости телевизионного сигнала чаще всего смотрели два фильма: «Полосатый рейс» и «Белый снег» (иронизирую не над жителями, а над той ситуацией).
Единственной отдушиной для жителей молодого и среднего возрастов, после трудового дня, а работать кинзягуловцы не просто умели, а показывали образцы трудовой доблести, будь то механизаторы, водители, доярки и телятницы, оставался тот самый саманный клуб. А уж веселиться башкирская молодёжь умела. И всего-то надо было — гармонь, а то и без неё, и тогда песни, а особенно пляски — на всю ночь. Ну и что, если пыль — плеснули воды, размели веником и вновь в пляске все, кто пришёл. К середине 70-х годов прошлого века в посёлке совхоз «Красный Октябрь», а Кинзягулово входил в состав отделения №2 этого хозяйства, выстроил кирпичный клуб с кинобудкой, по тем временам — настоящий дворец. Жизнь продолжалась, даже сказать — бурлила. Результаты труда радовали, условия жизни улучшались, почему бы не петь и плясать?!
Чёрные тучи перемен
Но, не всё вечно под луной. Наступили лихие 90-е, страну огромную развалили, кровотоки порвали в том числе и с тысячами деревень, а значит стали усыхать и другие, самые отдалённые составляющие, типа Кинзягулово. Не стану пересказывать всех перипетий, только с каждым годом обезлюдовал посёлок, не стало должности завклуба, позднее — технички, а потом и совсем очаг культурный жизни угас. Да и не до веселья как-то стало. Но, как говорил классик, человек ко всему привыкает, вот и оставшиеся кинзягуловцы смирились с тревожным затишьем — что-то будет дальше?!
Смириться-то, смирились, но вот сидеть, сложив руки, не захотели. Да, жителей осталось всего ничего. Но мы же люди, размышляли кинзягуловцы, где-то нам надо собраться, праздники национальные встретить, в конце концов, пообщаться, поговорить. Опять же дети, внуки с городов приезжают, им где какой-никакой досуг провести?!
Писали письма, обращались в разные инстанции, но кто же будет в наступившие времена содержать здание, работника, даже одного, в посёлке, где людей — по пальцам пересчитать, а молодёжи и того меньше.
Чтить следы прошлого
У этой проблемы есть и другая сторона медали, причём более значимая. Сегодня посёлок обезлюдел, нет школы, магазина, клуба. Ну не может же такого быть, чтобы всё не повторилось сначала.
Мы же, в большинстве своём, оптимисты — завтра, послезавтра, но всё равно возрождение неизбежно. Придут наши потомки, что мы им оставим, какую память о прошлом, о наших традициях, предках?! Эти вопросы волновали многих, в том числе и коренного кинзягуловца, ныне жителя посёлка Краснооктябрьский С.С. Акирова. О его идее открыть в Кинзягулово историко-краеведческий музей и о первых шагах по реализации задуманного, наша газета подробно рассказывала в пошлом году. Поэтому перейдём непосредственно к свершившемуся факту — торжественному открытию хранилища памяти, истории и культуры, которое состоялось в Кинзягулово в субботний день, 15 июля.
Если говорить коротко, то происходящее в этот день в посёлке заставило присутствующих, а их было в разы больше нынешних жителей, переместиться по времени на полвека назад, разве что на возрожденном здании вместо таблички «Сельский клуб п. Кинзягулово» красовалась другая: «Халык йорто «Нур», что в переводе означает — «Народный дом «Нур», в котором отныне размещается историко-краеведческий музей, впервые в нашем районе созданный и открытый на народные средства и по народной инициативе.
В светлом, отремонтированном здании, на стендах и стеллажах размещены пусть пока небогатые, но дорогие сердцу документы, письма, исторические сведения о посёлках Кинзягулово и Хасьяново, фотографии прошлых лет, предметы обихода и быта. Отдельный уголок посвящён советской школе с партой и пионерской атрибутикой. Ну а что, старшее поколение, как, впрочем, и среднее — выходцы из той, прошлой советской действительности, а задача созданного музея как раз и состоит — не забывать своего прошлого, каким бы оно не было.
А вот сцена бывшего клуба превращена в башкирскую избу давних лет со всем её скарбом и даже настоящей кошмой, служивший башкирам и накрытым гостевым столом, и спальным местом. Словом, интересного, увлекательного уже не мало. Кстати, в экспонатах немало и материалов, посвящённых русским землякам. Ну а как иначе, сколько веков жили вместе душа в душу, одной семьёй в этих общесыртовских краях, башкиры и русские. И сейчас продолжают, как верно подметила обращаясь к хозяевам и гостям этого неординарного события заместитель Главы района Е.М. Хуртова, «водить единый национальный хоровод дружбы, взаимопонимания и уважения».
Торжество открытия «Нура» проходило на улице, подготовленное и проведённое с учётом своих возможностей. Например, и помост, и навес для почётных земляков, не отличались помпезностью и изяществом, были простыми, изготовленными из подручных материалов, но отдавали каким-то особенным уютом и домашним теплом. Вниманием не были обделены никто и ничто. Искренние слова поздравления и уважения с наградами и призами всем участникам-активистам создания музея от имени Главы района А.А. Акимова, передала Е.М. Хуртова. Всячески оказывали помощь и содействие «старшие братья» «Нура» — Большечерниговский и Большеглушицкий районные историко-краеведческие музеи, не могли они не разделить радость кинзягуловцев, приняв участие и в торжественном открытии. Практическую помощь и содействие организаторам «Народного дома «Нур» оказывала Самарская областная общественная организация «Курултай» (Конгресс) башкир, как, впрочем, и отделение — Самарский городской «Курултай».
Не остались в стороне от столь важного дела сельское поселение Краснооктябрьский, местное отделение ВОО «Боевое братство». Особым почтением пользовались на торжестве коренные кинзягуловцы, впрочем, они, в большинстве своём, по мере сил тоже принимали участие в столь важном деле. Например, ветеран педагогического труда Д.Д. Якупова и М.Ж. Закирова угощали гостей изумительно вкусным бешбармаком.
Конечно, была и развлекательная программа, суть которой опять же сводилась к демонстрации национальных обычаев. Непредвзятый интерес, в том числе и у молодёжи, вызвал обряд встречи невесты и проверка её готовности вести хозяйство. Ребятишки соревновались в импровизированных скачках, радовали песнями и танцами артисты из Кочкиновки, Иргизского и Имелеево. Ну а как без знаменитых башкирских плясок, в хоровод встал и стар, и млад.
Ну а теперь слово идейному вдохновителю организации и открытия музея С.С. Акирову — патриоту своей малой родины, свято чтившему наказ отца — сберечь посёлок.
— Мне уже не единожды приходилось говорить и даже писать о важности нами задуманного, поэтому повторяться не буду. Отмечу лишь два момента. Во-первых, все кто принимал участие в этой большой работе, испытывают удовлетворение от того, что смогли осуществить замысел. Во-вторых, хорошо понимаем, что это только начало, впереди не менее сложные задачи — наполнять музей экспонатами и содержанием, сделать его притягательным центром общения и встреч разных поколений по сохранению своей национальной культуры, обычаев и обрядов при этом концентрируя здесь историю не только Кинзягулово, но и соседних посёлков, ибо все мы, и наши предки, и наши потомки — дети родного степного края и нашего любимого Большого Иргиза.
И самое главное. «Нур» — результат совместной работы и поддержки большого коллектива людей, тут наиболее выпукло проявляется поговорка — один в поле не воин. Мы бесконечно благодарны Главе района А.А. Акимову за оперативное решение вопроса передачи здания, его заместителю Е.М. Хуртовой во всём нас поддерживающей. Наш низкий поклон В.Н. Димитриеву — президенту агрохолдинга «Василина» и директору ООО «Иргиз» А.А. Пищулину за, не побоюсь сказать, огромную материальную поддержку. Низко кланяюсь кинзягуловским фермерам, которые отзывались на все наши обращения и внесли весомый вклад в восстановление здания! Это наши земляки, коренные кинзягуловцы З.Б. и Т.З. Закировы, не остались в стороне костинские Р.Т. Ибнеев, Х.Г. Зайнетдинов, В.Е. и М.В. Харьшевы, Ю.А. Родин из Краснооктябрьского, предприниматель из Большой Черниговки Р. Сафиуллин.
Ну, а как не сказать слов благодарности руководителям музеев М.А. Пищулиной и Б.А. Лазутчеву за профессиональные рекомендации и советы?!
И уж коли о музеях, без которых — никуда. И тут большую, можно сказать неоценимую, помощь, оказал Х.А. Шугаипов, с которым мы объехали многие, в том числе и школьные, музеи, даже с помощью интернета общались с Саратовским краеведческим. Но и на этом не закончилась роль Хоснуллы Абузаровича. Он вместе с имелеевцами М.С. Бурангуловым и Т.Х. Сагдеевым организовал доставку и установку юрт на площадке перед музеем. Не могу не назвать и руководителей областного и городского «Курултая» Г.С. Акирову и К.Ш. Сизякову, семейную пару Ю.Р. и Р.И. Хафизовых не только за предоставленные экспонаты, но и за сценарий и ведение торжества, Р.А. Шагиахметову — за оформление музея и экскурсию, Р.И. Гарифову — за подготовку и проведение развлекательной программы. И, безусловно, спасибо всем землякам, которые буквально с первых дней участвовали в восстановлении и ремонте заброшенного здания: К.Б. Закирову, Г.С. Низаметдинову, Г.Г. Акировой, Г.Э. Суриной, Г.С. Хажмуратовой, К.В. Азылкираевой, Н. Закирову и самому юному помощнику А. Закирову. Собственно говоря, на первый призыв о помощи откликнулись все жители посёлка, отдавали на благое дело, как говорится, последнее. На первых порах это было важно, не зря же говорят — лиха беда начало. Вот потому мы и назвали наш музей — народным домом. А сбор документов и материалов мы продолжаем — благодарны будем за любой артефакт.
Н. Акимшев
Фото автора