«Учитель года -2024»
Традиционный конкурс «Учитель года -2024» — это событие, определяющее пути развития образования Южного управления на ближайший год. Главной особенностью которого является то, что на государственном уровне сформулирована задача «перехода» на единое образовательное пространство.
Говоря о новых приоритетах, нельзя забывать, что роль учителя в образовательном процессе по — прежнему лидирующая. В каждом образовательном округе должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых педагогов, сопровождающая становление личности на всех этапах развития. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» — часть этой системы, направленной на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
Конкурсное соревнование состоялись на базе ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка и структурного подразделения детский сад «Светлячок».
В настоящее время востребованы педагоги, глубоко владеющие психолого — педагогическими знаниями, являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. «Чуткие, внимательные восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы». Отрадно, что такие педагоги работают в Южном управлении.
Для девяти педагогов конкурс стал площадкой демонстрации профессионального опыта, идей, творческих находок, мыслей. Они — единомышленники, были на одной волне, вели в процессе конкурса диалог с Учеником, который оценивало большое компетентное жюри,сформированное из представителей команды учредителей конкурса, образовательных организаций управления, а так же победителей и лауреатов регионального, окружного этапов конкурса прошлых лет, профлидеры. Детское жюри — обучающиеся старших классов оценивало только участников номинации «Учитель года -2024».
Принять участие в конкурсе имели возможность педагогические работники государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, структурных подразделений, реализующих программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, расположенных на территории муниципальных районов Большеглушицкий, Большечерниговский, а также работники ГБПОУ «Большеглушицкий государственный техникум», осуществляющие деятельность по основным общеобразовательным программам общего образования. Возраст участников, педагогический стаж и квалификационная категория не ограничивалась.
Конкурс проводился по трём номинациям. В номинации «Учитель года -2024» участвовали:
- Татьяна Васильевна Кушнир — учитель математики ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Александровка;
- Екатерина Сергеевна Воронова — учитель английского языка ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Глушица;
- Зугура Галиулловна Мамедова — учитель математики ГБОУ СОШ пос.Краснооктябрьский.
В номинации «Воспитатель детского сада» были заявлены: - Юлия Викторовна Иванова — воспитатель СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка;
- Кристина Васильевна Парахина — воспитатель СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка;
- Ирина Анатольевна Акимова — воспитатель СП детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица.
Номинацию «Педагог дополнительного образования» представляли: - Иван Алексеевич Немцев — педагог дополнительного образования СП «Дом детского творчества» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Большая Глушица;
- Ришат Тагирович Губайдулин — педагог дополнительного образования СП ЦДТ ГБОУ СОШ№1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка;
- Виктория Владимировна Сударикова — педагог дополнительного образования СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица.
Первый конкурсный день открыли «скульпторы детских душ»- участники номинации «Воспитатель детского сада». Конкурсные мероприятия окружного этапа началось с «Учебного занятия», отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетенции. Педагоги проводили его с воспитанниками в незнакомой группе. И хотя критерии оценивания были предельно ясны, членам жюри пришлось хорошо подумать, выставляя баллы: уровень подачи материала был примерно одинаковым. Занятия заявлены с учетом возраста воспитанников, просматривалась интеграция образовательных областей, для реализации познавательной и творческой активности использовались здоровьесберегающие, игровые технологии.
К.В. Парахина — воспитатель СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка, имея небольшой педагогический стаж, уверенно работала с воспитанниками средней группы СП детский сад «Светлячок», умело вовлекала детей в познавательно-исследовательскую деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии проблемного обучения. Ребята, сделав свой самостоятельный выбор, отказавшись от чтения интересной книги, приступили к спасению Буратино. Кристина Васильевна прибегая к практике ведущих педагогов России, утверждающих, что игра — «естественная обстановка для ребенка и гуманная форма обучения», построила образовательную деятельность с применением игровых технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности. Воспитанники соотносили количество предметов с цифрой, различали геометрические фигуры, создавали разнообразные речевые высказывания, слушали предложения из сказки, запоминали загадки… Немаловажно, что на занятии дети играли сообща, дружно, с явным удовольствием. Проблема была решена, озорник Буратино спасен.
Интересно было на комплексном занятии и воспитанникам подготовительной к школе группы СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ № 1 с. Большая Черниговка. Настойчиво дети помогали Бабе Яге (в ее роли выступала И.А. Акимова — воспитатель СП детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица) найти волшебный клубок. С этой целью они, путешествуя по сказкам, разгадывали лингвистические загадки, составляли предложения по заданным схемам, занимались математикой, работали с картой. Применение игрового приема способствовало активизации инициативы детей, поддерживало внимание. Конечно же, стараниями маленьких всезнаек волшебный клубок был найден и освобожден от злобных чар.
Ю.В. Иванова- воспитатель СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка в рамках конкурса непосредственно-образовательную деятельность построила с учетом интегративного подхода, предполагающего реализацию задач образовательных областей: познавательного, речевого, физического, социально-коммуникативного развития. Педагог эффективно использовала следующие формы организации детей: групповую (отгадывание волшебных загадок, работа с подсказками, решение математических задач, логических ситуаций), индивидуальную (вопросы поискового характера). Необходимо отметить применение педагогом разнообразных методов: наглядных, словесных, практических, игровых. Использованный комплекс мер позволил повысить результат освоения выбранной темы. Воспитанники подготовительной группы СП ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Черниговка — «Детский сад № 1», сохраняя интерес на протяжении всего занятия, ориентируясь на собственное умозаключение, разгадали волшебные загадки, решили поставленную задачу.
Вторым конкурсным испытанием для участников номинации «Воспитатель детского сада» стал методический семинар, в процессе которого конкурсанты представили свои педагогические находки, продемонстрировали профессиональное мастерство, в тезисной форме изложили методические подходы, основанные на опыте работы.
Номинация «Педагог дополнительного образования».
Организации дополнительного образования — это не только «кузница знаний», но и «мастерская души», причем не только для воспитанников, но и для педагогов, где задействованы красота, игра, спорт, скорость, сила, фантазия, творчество. Здесь происходит поиск смысла жизни, идеалов, добра, любви, правды, профессиональное определение.
Конкурсные мероприятия для участников данной номинации начались с «Визитной карточки». В видеоролике в течение 5 минут каждый участник представлял себя, свои интересы, знакомил с опытом профессиональной работы. Выступления были яркими, содержательными. Жюри предстояло оценить участников номинации, учитывая профессиональную эрудицию, культуру представления, умение конкурсантов анализировать, обобщать и применять в работе инновационные идеи, отмечая стиль оформления представленного материала, оригинальность, презентационную культуру.
Затем состоялся мастер-класс «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании». Конкурсанты подтвердили, что дополнительное образование дает возможность выбора своего индивидуального пути, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую активность, реализовывать личностные качества, то есть демонстрировать те способности, которые иногда остаются невостребованными в системе общего образования. Достойное место в профессиональном конкурсе заняли педагоги дополнительного образования, среди них:
Представитель СП ЦДТ ГБОУ СОШ№1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка Р.Т. Губайдулин — педагог дополнительного образования с большим опытом работы, многочисленными наградами, человек, испытывающий потребность передавать свои знания и навыки игры в футбол, популярность которого с годами не угасает. Ришат Тагирович уверен, что в профессии, как и в спорте, остаются мастера, любящие свое дело, сильные и перспективные. Педагог рассказал о футболе как виде спорта, который дает возможность самоопределиться, эффективно, с пользой для здоровья использовать свободное время, приобрести специальные навыки , а также помогает социально адаптироваться. Теория без практики ничто. Практики на занятии было немного, но достаточно, чтобы фокус-группа получила представление об игре, овладела некоторыми профессиональными навыками, использованием технических и тактических приемов работы с мячом.
Следующий участник — И.А. Немцев, педагог дополнительного образования СП «Дом детского творчества» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Большая Глушица, избрал форму мастер-класса в виде введения в образовательную программу. Фокус-группа познакомилась с 3-D печатью готовой модели. Педагог организовал профессиональный диалог, отражающий метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетенции. Профессиональный уровень, высокая культура речи, эмоциональный компонент конкурсного испытания — все это повлияло на оценку жюри.
Если хочешь быть быстрым, сильным, ловким, выносливым, здоровым, если хочешь связать будущую профессию со спортом, если мир баскетбола тебя привлекает, то тебе близка профессиональная методика В.В. Судариковой — педагога дополнительного образования СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица.
Участница конкурса, в ходе мастер-класса, рассказала о дриблинге, провела тренировочное занятие по баскетболу. Фокус-группа осваивала технику и тактику игры в баскетбол. «Занятие» предусматривало развитие морально — волевых качеств личности, таких как трудолюбие, умение управлять собой, воля к победе, совершенствование двигательных качеств через применение разнообразных форм и методов.
Жюри оценило доступность, технологичность, практико — ориентированность программ, создание условий для творческого развития личности, профессионального самоопределения, структурированность, грамотность предоставления материала в процессе мастер-класса.
Второй день окружного конкурса профессионального мастерства был посвящен номинации «Учитель года». Начался конкурсный день для участников одноименной номинации с мероприятия «Учебное занятие». Педагоги провели 35-минутное учебное занятие (урок) с обучающимися в незнакомом классе, которое должно было отражать использование новейших достижений науки и практики, метапредметный подход, уровень методической и психолого-педагогической компетентности педагога.
Первой встретилась с обучающимися З.Г. Мамедова. Пятиклассники работали с педагогом по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Целесообразное применение дидактических приемов и методов, предметная компетентность позволили Зугуре Галиулловне научить ребят сопоставлять, анализировать, выбирать верное решение. «Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться» — педагогическое кредо конкурсантки. Она следует ему вот уже 43 года педагогической деятельности. Сколько педагогических находок уже позади!
А сколько еще впереди у Е.С. Вороновой — учителя английского языка ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Глушица! Урок иностранного языка в школе, на мой взгляд, самый сложный, ведь надо думать на другом (неродном) языке, обсуждать самые разные вопросы, высказывать собственную точку зрения. Екатерина Сергеевна убедила присутствующих, что урок английского языка самый интересный и совсем не сложный. Обучающиеся 7 класса ГБОУ СОШ № 1 с.Большая Черниговка с явным удовольствием пополняли на уроке лексический багаж. Знание языка, эмпатия, дружелюбность, стремление к развитию, любовь к предмету, желание поделиться знаниями, навыки межличностной коммуникации — все это (и не только) слагаемые профессионального успеха молодого педагога.
Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии. Её изучали обучающиеся 8 класса ГБОУ СОШ № 1 с.Большая Черниговка, которые познавали мир математики вместе со следующей участницей конкурса Т.В. Кушнир. Педагог ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Александровка организовала работу по совместному определению целей деятельности, координировала работу учащихся по решению задач, способствующих формированию функциональной грамотности. Восьмиклассники узнали, что использовать теорему Пифагора можно для различных практических целей, таких как измерение расстояний, что данная теорема имеет множество приложений в различных областях науки и инженерии, включая физику, астрономию, компьютерную графику, и многое другое.
Вторым испытанием для участников данной номинации стал методический семинар, который позволил соотнести теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсанты изложили методические подходы, презентовали применяемую технологию, используемые методики. Учителя математики представили эффективные методы изучения предмета как средство реализации системно — деятельностного подхода, учитель английского языка говорила о коммуникативных и лексических методах в деятельностном подходе к изучению иностранного языка.
Что есть учитель? Это сияние одной звезды, а девять лучших педагогов- это уже созвездие!
В любом соревновании есть победители и проигравшие. Но это не про наших участников. Выход на профессиональную сцену, демонстрация своего «Я», новые знакомства и открытия — это удача, ведь единственная неудача — это когда ты ничего не делаешь. Спасибо всем конкурсантам! Благодаря вам конкурс состоялся. Вы еще раз заставили нас задуматься, что может и что должен делать лучший педагог, что ему подвластно, что вы в состоянии транслировать, моделировать?Ответ таков: человечность, веру, доверие и еще многое что.
Так хочется, чтобы конкурсом довольны были все. Вероятно, так и случилось. Ведь вы любите свою профессию!? Или она любит вас?!
Е. Фалько — старший методист Большеглушицкого ресурсного Центра