Были очень жаркие бои
Одну из очень важных трагических дат Великой Отечественной войны — 80-летие прорыва блокады Ленинграда, россияне отмечали со слезами на глазах. Вот и К.И. Завидов в этот день — 18 января, в очередной раз перечитал военные записи своего отца. Мы очень благодарны Константину Ивановичу за то, что поделился этим уникальным историческим документом с редакцией. В преддверии праздника — Дня Защитника Отечества — рассказ нашего селькора будет лучшим подарком вам, уважаемые читатели.
- Мой отец — Иван Иванович Завидов был призван в армию в августе — сентябре 1941 года. Из села Тамбовка военкоматом Большеглушицкого района Куйбышевской области. Новобранца отправили в город Тамбов на курсы младших командиров. Пройдя подготовку, он, скорее всего, попал на сборный пункт в Куйбышеве, где ему довелось участвовать в параде 7 ноября 1941 года. Из второй столицы отряд отца должен был отправиться в Москву. Но поскольку 8 ноября город Тихвин Ленинградской области был взят врагом, младших командиров перебросили в состав 4-й армии под руководством Кирилла Афанасьевича Мерецкова. «На место прибыли 25 ноября 1941 года — пишет в своих записях отец, перед началом операции бойцам дали три дня отдыха. Сражались за Тихвин до 9-го декабря, и город был освобожден. Вместе с Тихвином взяли Волхов, в деревне Мясной бор заняли оборону. Под Тихвином немцы от удара 4-ой армии Советских войск впервые в панике отступили. 25 декабря 1941 года был открыт Волховский фронт. Теремец — Курляндский район, деревня Мясной бор. Здесь наша 2-ая ударная армия глубоко вклинилась в передовые отряды немцев, противник решил отрезать и окружить наш 3-й батальон 38 полка для дальнейшего уничтожения».
Что было дальше — неизвестно. Записи прерываются вплоть до конца мая 1942 года. - 30 мая 1942 года. Тишина-солнце. Война войной, но были и часы отдыха. 12 часов дня… Командир роты вызывает на командный пункт батальона. 23 часа 45 минут, ночь. Фашисты начали проводить артподготовку с привлечением авиации. То есть сверху тоже бомбили. Всё это длилось 1 час 10 минут. Пахали землю и сверху и снизу. Наутро немцы пошли в атаку, и так продолжалось почти весь день. За день было отбито 5 атак.
В 6 часов утра 31 мая противник повторил артподготовку и провёл 4 атаки. Наш 2-ой батальон вёл бой и нёс потери. 3-й батальон нашего полка практически был обескровлен, так как нёс большие потери, и было много раненых. Военфельдшер 3-ого батальона Е.В. Аипова поспешила на поле боя, чтобы оказать помощь. Более сотни человек Екатерина Васильевна помогла вернуть в строй. За этот подвиг она была удостоена Ордена Ленина, который героине вручил командир дивизии, полковник Пётр Кириллович Кошевой. Она — первая женщина в период Великой Отечественной войне, награжденная такой высокой наградой.
По окончании боёв в батальоне осталось 8 человек, которые удерживали противника до прихода резерва. Он должен был усилить строевой батальон танковой роты. До прибытия войск район удерживала самоходная артиллерия под командованием политрука 8-й роты Ивана Яковлевича Базина. Ещё расскажу о нашем интернациональном составе. На передовой в дзоте, на огневой точке, находился узбек — рядовой Дуг, пулемётчик — Ахмет Сабиров — казах, сержант Пётр Козаков — командир отделения, старший пулемёта — русский; Близнец — украинец, в центре — младший адъютант батальона — белорус — ручной пулемёт, Станислав Францович Сошинский — скорее всего польский еврей, командир взвода, снабженец Василий Магдалеев. Настоящий интернационал. Эти люди удерживали натиск врага до прихода подкрепления. У Сабирова закончились патроны, нечем было стрелять из пулемёта. Тут на позицию зашли два немецких солдата, и он их уничтожил, в рукопашном бою. После этого — добрался до командира батальона, взял две коробки патронов и — бегом назад, снова отбивать врага. Зенитная установка «Катюша» под командованием Пименова хорошо помогала, когда совсем было плохо.
Зенитным артдивизионом командовал Александр Егорович Вершинин, военный техник 2-го ранга. Ему было дано задание бить по врагу почти прямой наводкой, так как противник находился очень близко. Враг обстреливал не переставая. Его задачей было, во что бы то ни стало нас уничтожить. После этого боя 350-й дивизион перестал существовать. Немцы любой ценой стремились вновь захватить Тихвин. Но им это не удалось. Бой был очень жарким….
Иван Иванович Завидов закончил войну в Вене в звании гвардии лейтенанта связи. Сражаясь на фронтах Великой Отечественной, он получил ранение в руку, не считая бесчисленных контузий при обстрелах наших позиций немцами.
За боевые заслуги отец награждён: Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны; медалями: «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г».
Сегодня на левом восточном берегу Невы, напротив Невской Дубравки, удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта ( с 19 сентября 1941 года по 29 апреля 1942 года и с 26 сентября 1942 по 17 февраля 1943 года) в ходе битвы за Ленинград воздвигли мемориальный военно-исторический комплекс «Невский пятачок», где на «Рубежном камне» начертаны слова: «Вы, живые, знайте, что с этой земли, мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили Вы».
Переживая эти страшные события вновь и вновь, сын ветерана Великой Отечественной войны выразил свои впечатления и чувства в стихах.
«Невский пятачок»
Святой Невский пятачок
Мы защищали, как могли
Нам был свят земли клочок,
Иначе б немцы здесь прошли!
А если б немцы здесь прошли,
То Ленинграду совсем — крах.
Мы погибали все почти,
Кто с улыбкой, кто с
ужасом в глазах!
После каждой артподготовки
В атаку мы ползли
Когда кончались все патроны,
Мы в штыковую шли!
Тут были врата ада,
В гремящий настоящий ад.
Здесь кровью солдата,
Пропитана каждая пядь!
Земля от взрывов корчилась,
Вставала на дыбы
Сыны здесь за Отечество
Боролись, как могли!
Одним взрывом погребало,
Всех, кто рвался в бой,
Другим взрывом — открывало:
Есть ли тут живой?
Мы не пустили здесь врага,
Фашистов не прощали.
И победили — как всегда,
Как предки завещали!