Судьба моего рода — судьба моей страны
Журналисты «районки» всегда рады встречам с увлечёнными людьми. Особенно, когда хобби новых знакомых связаны с историческими исследованиями, потому что во все времена существования газеты сотрудники ее вносили свой вклад в летопись родного края.
Недавно таким материалом поделилась с нами жительница посёлка Глушицкий И.В. Бобкова. Объединившись в стремлении отыскать свои корни с племянницей Вероникой Рыбкиной, Ирина Владимировна занялась генеалогическим древом и сделала множество неожиданных открытий! Уверены, уникальная информация из прошлого района будет интересна многим нашим читателем. В своих изысканиях увлеченные женщины проникли в глубину веков, начав отсчёт от 1580 года.
Мой интерес к жизни предков, их традициям, укладу жизни, был, пожалуй, заложен рассказами моей бабушки — Анны Семёновны Легостаевой (в девичестве) 1900 г. рождения. Родилась она и выросла в селе Благодатовка. С семилетнего возраста её пристраивали нянькой, смотреть за маленькими детьми, за это платили, хоть небольшими, но деньгами. Этому поколению досталось, как никому, с лихвой: Первая мировая война, куда она проводила своего первого мужа Дергилева Григория Павловича, там он пропал без вести; в 17 лет переболела тифом, от которого люди умирали в немалом количестве. Второй раз вышла замуж за моего деда Сапова Михаила Сергеевича, с которым родили 8 детей. В живых осталось только трое, среди них мой отец Владимир. Она мне рассказывала много о голодном 1921 годе. Люди, не имевшие до этого замков, стали, с наступлением сумерек, накрепко запирать свои избы. Как ни тяжело об этом говорить, но голод страшная сила, имелись случаи людоедства, причём детей, видимо умерших. В детстве я это воспринимала как страшные небылицы, но в зрелом возрасте начала понимать это в истинном свете: почему мы должны ценить хлеб, который всему голова, труд людей, и все что связано с настоящими ценностями. Семья Легостаевых выжила, думаю, благодаря их верблюду по кличке Савоська, на котором они возили воду в железной бочке, поливали просо и другие культуры. Земельные наделы находились через дорогу от нынешнего кладбища села Благодатовка.
Ну, речь пока пойдет о роде моего деда Сигалаева Петра Алексеевича. Фамилия Сигалаев, в большинстве случаев, славянского происхождения. Образована она, может быть, от прозвища, имени, сферы деятельности, или места обитания дальних наших предков по мужской линии. Разыскивая своего деда Петра Алексеевича, без вести пропавшего, на сайте Министерства Обороны, выяснила, что такая фамилия имелась и у коренных жителей, как Северного Кавказа, так и Грузии.
Существуют ещё варианты происхождения этой фамилии, один из них, например, такой: в переводе с ингушского «Сиголе» — небесный, а также она могла произойти от наименования профессии или характеристики человека — от слова «сила» (древнерусское названия кремня), что могло указывать на занятие человека или на физические особенности (я склоняюсь к последнему варианту, об этом чуть позже).
Лично мне давно хотелось узнать кто, когда и откуда приехал в Вязовку (впоследствии Большую Дергуновку) из моих предков, но не представлялось возможности. Моя мама, её родственники, ничего не знали о своей родословной. В восьмидесятых годах прошлого столетия выходит серия статей П.Я. Русяева «Земля глушицкая», где Пётр Яковлевич, работая в архивах Саратовской и Самарской областей, доводит до нас, как заселялось наше Самарское Заволжье. Познакомившись с ней, интерес мой возрос. В 2000 году, впервые переступив порог Большеглушицкого музея, у меня произошла встреча с самим Петром Яковлевичем Русяевым — истинным патриотом, краеведом. Тогда из рук автора приобрёела книгу «Земля глушицкая» с дарственной надписью. Он живо интересовался кто я, и кто мои предки. Да, кое-кого он знал, один из них Сигалаев Иван Митрофанович — участник ВОВ, орденоносец, его фото как раз имелось в экспозиции музея. Это была незабываемая встреча. Вторую книжку «Земля глушицкая» я уже получила из рук сына краеведа после кончины Петра Яковлевича. Впоследствии от дяди, Ивана Андреевича Сигалаева, узнаю, что мы, вернее наш предок, из Тульской области. И вот на помощь приходят компьютерные технологии. Расскажу, как я вышла на село Левенское Одоевского района Тульской области — снова через сайт Министерства Обороны. В результате этого пришла к выводу, что Сигалаевы именно отсюда. В подтверждение приведу ссылку из книги Русяева: «В 1830 году начала заселяться новая деревня Вязовка (она же впоследствии стала называться Дергуновкой). В 1831 году прибывают туда новые жители, переселенцы из Тульской губернии (Одоевского уезда) 353 ревизской души, из Тамбовской — 120 рев. души, из Рязанской — 17 рев. души. Всего в деревне поселилось 832 человека мужского пола». Среди переселенцев из Тульской губернии были и мои предки. Точнее предок, прапрапрадед Егор Алексеевич Сигалаев, 1816 года рождения и соответственно, ему было 16 лет. Судя по ревизским сказкам, у Егора не было на тот момент родителей. Прибыл он со старшим братом Филиппом Алексеевичем, у которого была семья, жена Аксинья Трофимовна и дочь Акулина. Сын Максим родился уже в Вязовке, в дальнейшем имел семью, потомство. Женат был на Казачевой Марии Артёмьевне.
У Филиппа и Егора были ещё братья, Павел Алексеевич, который с семьёй перебрался в деревню Липовка, в 60 километрах от Левенского. Эта деревня и сейчас существует, правда малочисленная.
Ещё брат Дмитрий Алексеевич Сигалаев 1813 году с женой Маврой и детьми Павлом (1830г.р.) и Яковом (1834 г.р.) приезжают из Левенского в Саратовскую губернию. Очень интересный факт, опять же на сайте Министерства обороны нахожу немало Сигалаевых в Балашовском районе, в селе Терновка. Один из них глава фермерского хозяйства, образованного в этом селе, Виктор Михайлович. Рассматривая его фото, пришла к выводу, что они очень похожи с нашим Иваном Алексеевичем Сигалаевым. Несколько раз мы с ним общались по телефону. К сожалению он ничего не знает, откуда и когда прибыли его предки, но тоже признал сходство с дальним родственником. В этом селе так же сохранились фамилии с Левенского: Белоусовы, Тарунтаевы и другие. В ходе общение я поняла, что у нас общий диалект (это касается старшего поколения).
Но не только эти Сигалаевы покинули тульские края.
Просматривая ревизские сказки Левинского прихода обнаруживаем, что в силу времени и малограмотности, эта фамилия писалась в разных вариантах: Сагалаевы, Соголаевы, Сегалаевы. В более детальных поисках устанавливаем документально, что популярный телеведущий Эдуард Михайлович Сагалаев — наш дальний родственник. Его предки жили (переехали оттуда же, с Одовского уезда) в село Кленовые Вершины (нынешний Калининский район). Сегодня этого села уже не существует, но потомки изредка навещают родные места. А родственникам Эдуарда Михаиловича проживают в Саратове.
Теперь о самом селе Левенском, куда ведут дороги многих жителей (бывших и настоящих) села Большая Дергуновка. Село Левенское находится на реке Упа Одоевского уезда (района) Тульской области, в 60 километрах от города Тула. Приход состоял из трех деревень: Пришня, Шевелевка и Кореневка. Впервые в документах Левенское упоминается в «Дозорной книге» города Одоева и Одоевского уезда 1616 года. Тогда это было не село Левенское, а Левенский починок. Починок — значит поселение, построенное заново, и называется, как правило, по фамилии их первых владельцев, дворян или детей боярских. Название починка происходит от фамилии Левин, и основан был казаками.
В 2011 году на территории села был найден клад 500 серебряных монет 1617 года выпуска, что подтверждает запись в «Дозорной книге». В списках населенных мест Российской империи выпуск 44 «Тульская губерния» — по её сведениям 1859 года, указано, что в Одоевском уезде, по левую сторону тракта (Из Одоева в Крапивну), в 22 верстах от уездного города Тулы, при реке Упа расположено владельческое сельцо Левенское, состоящее из 84 дворов, в которых проживали 382 крестьянина (мужского пола) и 396 крестьянок (женского пола). Согласно переписи подворной 1915-1916 г. село насчитывало 159 дворов, среди жителей было 624 человека муж.пола и 604 женщин.
Храм в селе известен с момента постройки в 1807 году. Каменное строение, во имя святителя Николая, было построено на средства прихожан на месте прежде деревянного храма, того же имени.
Продолжение следует