«Армейский альбом»
Есть такая традиция в нашем районе: провожая ребят на службу в армию, настоящие защитники Отечества дают новобранцам наказы. К сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной, нет уже массовых, как было раньше, проводов. Но те, кто прошёл школу мужества и патриотизма, тепло вспоминают годы службы.
О событиях пятидесятилетней давности рассказал Аюп Юнусович Ягуфаров. Не сомневаемся, что заметки нашего нового автора об армейских буднях будут интересны не только бывшим, но и будущим военнослужащим.
О друзьях-товарищах
17 мая 1970 года из посёлка Кинзягулово — бывшего совхоза «Красный Октябрь», призывались в армию три парня: Вахит Аглиуллин, Расим Кадыргалиев и я. Провожали нас односельчане — от мала до велика с плясками и гармошкой до бугра перед посёлком.
В военкомате нас встретил майор И.К.Тенин. На бортовой машине, которая возила доярок, нас доставили на платформу железнодорожного вокзала. Несколько человек присоединились к нам в Большой Глушице (один из них играл на гитаре и мы всю дорогу пели песни). А вечером, на электричке, мы прибыли в город Сызрань. Четыре дня ждали отправки. И, когда капитан построил около 300-х новобранцев, он сказал такие важные слова: «Запомните эти ворота. Отсюда наши деды и прадеды уходили на фронт».
Потом была дорога по неизвестной нам местности. Первыми в городе Андижан высадились десантники. А мы — пограничники, проследовали до города Ош. Здесь, 25 мая, нас пересадили на автомашины «ЗИЛ-130» для отправки в Киргизию. Помню остановку в долу: впереди — холмы, трава — по колено и колышется, как волны! Там было много сена в тюках, у которых мы ночевали.
А утром поднялись на вершину холма, где обитало много черепах. Впечатление было такое, что идёшь по булыжникам, потому что их не видно в высокой траве. В дороге вновь любовались местностью, горами. Однако, перед перевалом, обзор закончился. Зачем опустили задний тент, мы поняли только потом. Да, подъём был нелегкий. В ушах появился такой звук, будто стучали по голове молотком! Второй раз ночевали в ущелье, где проходили съёмки кинокартины «Куда уходит белый караван». В фильме была такая сцена: басмачи сидели как раз в этом месте у костра. В окружении скал возникло такое чувство, что хотелось раздвинуть их руками. Большое впечатление оставило высокогорное озеро Каракуль ( с киргизского «Чёрное озеро»). Когда преодолевали самый высокий перевал Акбайтал (около 5 километров), техника не выдерживала — ЗИЛы «чихали». Перегрузки отразились и на пассажирах: большинство из нас лежали на полу кузова, а когда я вышел из машины, вдруг резко качнуло. Майор, схватив меня за локоть, пошутил: » Скоро будете бегать здесь, как архары» (так называют горных баранов).
На третьи сутки мы прибыли в город Хорог (Таджикистан), который находится на высоте 3 тысячи метров над уровнем моря. Здесь нам пришлось расстаться с Вахитом. Его оставили в Хороге, а нас с Расимом перевели в Калайхум, в учебку.
После учебки год служили вместе на 9-ой пограничной кавалерийской заставе в Рушане. Долгие годы помнил даже клички всех лошадей.
На второй год службы и с Расимом оказались на разных заставах, потому что земляк (лейтенант из Ульяновска) перевел меня в пятую погранзаставу «Даштак».
За годы службы было всякое, армейские будни лёгкими не назовёшь. Например, об опасных дорогах в тех местах ходят «легенды «. Ещё в 50-х годах на перевале со стороны Хорога сорвалась со скалы высотой 1 километр машина с солдатами, которые возвращались со службы домой. Напоминанием об этом трагическом случае осталась рама, повисшая на середине скалы. Солдаты назвали это место «Прощай, молодость».
Прошло много лет, нет уже на этом свете моих сослуживцев. Вахит Аглиуллин трагически ушёл из жизни в командировке в Перми, летом 1981 года. Расим Кадыргалиев умер от болезни в 1993 году. Светлая им память! А армейские воспоминания постоянно возвращают меня в годы безмятежной юности, когда защита рубежей Отечества была священным долгом каждого юноши нашей страны.