Три башкирки — три судьбы…
Женщины всегда занимали достаточно высокое положение в башкирском обществе. Этому способствовали не только его демократизм, с трудом выносивший какую бы то ни было иерархию, обусловленную происхождением, а не личными качествами, но и нужды преимущественно скотоводческой экономики, требовавшей участия в ведении хозяйства всех членов семьи — мужчин, женщин, детей.



Кроме того, все мужчины всаднического социума являлись воинами, а их жены нередко вместе с ними сражались на поле брани. Все это воспитало в башкирских женщинах дух независимости, отваги и преданности своей семье, вере предков и родному краю. В качестве доказательства своих слов, я хочу поведать о судьбе трёх женщин- башкирок разных времён.
Первая из них — личность в прямом и переносном смысле легендарная. В Кинельском районе Самарской области есть село Малая Малышевка, на окраине его существует место, которое в народе называется Башкирка. До недавнего времени там располагались бахчи местных жителей, и при вспашке земли попадалось много человеческих и лошадиных костей. В народе сохранилась легенда о том, что якобы на этом месте произошел бой между казаками, местными жителями и отрядом кочевников-башкир. Защитники рубили нещадно противника саблями, а кто уцелел, тех в плен брали. На другой день собрались судить да казнить. И тут увидели, что среди пленных- девушка, которая и была предводительницей башкир. Решили казаки отпустить ее на все четыре стороны, но храбрая девушка не ушла, а стала просить позволения остаться, чтобы могла она захоронить собратьев и оплакивать до конца своих дней у их могилы. Ещё больше удивились этому казаки и разрешили остаться, а селянам приказали, чтоб никто вреда ей не чинил. И стала башкирка рыть братскую могилу. Руками. День, другой… со стороны глядели на это селяне, а потом пришли на помощь. Схоронив погибших, девушка вырыла себе у дороги землянку, вход в которую укрыл небольшой шалашик. С тех пор, проезжая из сел в крепость, люди говорили: «Ехали мимо башкирки». А потом и поселение, близ которого жила молельщица, стали называть Башкиркой.
В 2005 году неожиданно для всех, благодаря этой легенде, вблизи села появилась новая достопримечательность: на невысоком холме, у самого леса сельчане, под руководством главы администрации поселения Малая Малышевка Сергея Викторовича Курапова, поставили памятный знак Башкирке. Сделан он в виде башкирского шлема. На памятнике установлена мраморная доска, на которой высечены стихи местного автора Дианы Леоновой:
Людское сердце пусть
не каменеет
От прошлых лет и от
былых обид.
Пусть память предков вечным ветром веет,
А добрый разум всех поймет и всех простит.
В этом году исполняется 20 лет со дня установки благодарными кинельцами данного памятного знака, но хочется надеяться, что впредь и башкирская общественность нашей области внесёт свою посильную лепту по сохранению памяти о «Башкирке».
Вторая башкирка — Рабига Кушаева — первая леди Башкирской Республики, просветительница и соратница Н.К. Крупской.
Рабига Янгуловна Кушаева (девичья фамилия — Юмагулова) родилась в 1901 году в деревне Хасан Самарской губернии (ныне уже в несуществующей д. Хасьяново Большечерниговского района) в зажиточной башкирской семье. Материальный достаток семьи позволил ее старшему брату Харису закончить реальное училище, а затем Московский сельскохозяйственный институт. Рабига, несмотря на 15-летний возраст, с 1916 года, начинает работать учительницей в деревне Утекаево, хотя ее отец (Янгул — прототип Ниязгул-бая из романа Хадии Давлетшиной «Иргиз») неодобрительно отнесся к затеям дочери. Ее активная жизненная позиция, жажда знаний, стремление наряду с мужчинами участвовать в общественной и политической жизни стали примером для многих девушек окрестных аулов.
Когда произошла революция, брат и сестра Юмагуловы вдвоем включились в башкирское национальное движение. Во время I Всебашкирского курултая, проходившего в Оренбурге 20-27 июля 1917 года, она, 16-летняя девчонка, не побоялась выйти на трибуну и публично выступить с требованием равноправия для женщин, например, при получении образования, заключения и расторжении брака и т. д. Завершив свое выступление, она воскликнула: «Да здравствуют женщины, которые также участвуют в развитии нации! Женщины — это матери нашей нации!» За это она получила ироничное прозвище «мать нации», поскольку многие делегаты поначалу отнеслись к лозунгам молодой активистки весьма скептически.
Когда Харис Юмагулов в 1917 году стал председателем Башкирского революционного комитета, то есть главой Башкирии, Рабига переезжает к брату в город Стерлитамак, столицу БАССР. Она с головой уходит в общественную и государственную деятельность: руководит отделом по вопросам женщин при Башревкоме, занимается учреждением приютов и детских домов. В 1921 году по ее инициативе начинает издаваться газета «Азат катын» («Свободная женщина»).
В 1922 году она выходит замуж за Хафиза Кушаева, военного комиссара и председателя исполкома Аргаяшского кантона БАССР (ныне — Аргаяшский и Кунашакский районы Челябинской области). Хафиз был переведен на работу в Уфу, ставшую столицей БАССР, и назначен на должность председателя БашЦИК, то есть главы Башкортостана. Она становится не только первой леди республики, но верным и незаменимым помощником своего высокопоставленного мужа. В 1925 году у четы Кушаевых родилась дочь Дина, ставшая впоследствии известной балериной (Тансылу Хафизовна Кушаева, заслуженная артистка РСФСР, солистка Пермского театра оперы и балета (1925-1996 гг.).
Рабига Кушаева — Юмагулова, в годы проживания в Москве, работала инспектором отдела по детским домам при Наркомпросе РСФСР. Данное направление курировала Н.К. Крупская, с которой Рабига была хорошо знакома. Смерть настигла ее в июне 1937 года — она была убита неизвестными лицами в Москве незадолго до ареста и расстрела мужа и брата. Остается лишь строить предположения, было ли это несчастным случаем или организованным кем-то покушением.
В Республике Башкортостан в 2017 году учреждена медаль «Мать нации» имени Рабиги Кушаевой, которой Общество башкирских женщин награждает женщин — активисток, независимо от их национальной принадлежности. Я думаю, что и в Большечерниговском районе есть достойные кандидатуры на представление к награждению медалью, носящей имя нашей прославленной землячки.
В этом году мы отмечаем 120-летие со дня рождения нашей знаменитой землячки Хадии Лутфулловны Давлетшиной — автора известного романа «Иргиз». Она, как и многие из ее коллег-современников, стала жертвой своего страшного времени. До последних дней своей недолгой жизни писательница безуспешно надеялась, что несправедливость власти по отношению к ней и ее семье будет исправлена.
Хадия Давлетшина (Ильясова) родилась 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1905 года в деревне Хасан (Хасьяново) Пугачевского уезда Самарской губернии, ныне Самарской области России.
Хадия получила начальное образование в сельском медресе, затем в советской школе. Когда в 1919 году умер ее отец, на хрупкие плечи девочки легли заботы о семье. В годы Гражданской войны Хадия стала одной из первых комсомолок в округе, всем сердцем поддержала новую власть, видя в ней спасение от нищеты и угнетения.
С 15 лет Хадия стала работать учительницей в деревне Денгизбаево. Несколько раз ей чудом удавалось уйти от расправы, организованной врагами Советской власти. В 1920 году стала студенткой татаро-башкирского педагогического техникума в Самаре. Здесь она начала изучать русский язык, впервые познакомилась с произведениями русских классиков.
Затем она работала в школах, была воспитательницей детского дома. В 1932-1933 годах Хадия Лутфулловна училась в Московском редакционно-издательском институте. В 1935-1937 годах являлась студенткой факультета языка и литературы Башкирского педагогического института имени Тимирязева.
В 1933 году, вместе с мужем Губаем Давлетшиным, Хадия Лутфулловна уезжает в Баймакский район, где работает сотрудником районной газеты. В 1934 году она участвовала в работе I съезда писателей СССР, встречалась с Максимом Горьким. В 1935 году вступила в Союз писателей Башкирской АССР.
Первый рассказ Хадии Давлетшиной «Хылыукай-пионерка» был напечатан в 1926 году, а в 1931 году вышла в свет повесть «Айбика», принесшая писательнице широкую известность. В 1936 году повесть была переведена на русский язык. Впервые в башкирской литературе глубоко и обстоятельно был показан процесс становления личности простой женщины-башкирки в условиях Советской власти, давшей ей возможности, которых не было в прежнее время.
Хадия Давлетшина писала очень много и плодотворно. Постоянно выходили ее стихи, очерки и рассказы. В 1932 году была издана ее повесть «Волны колосьев», позже сборник рассказов, повесть «Пламенные годы».
В начале 30-х годов писательница приступила к работе над романом-эпопеей «Иргиз». Отдельные отрывки из него публиковались в периодической печати. Впервые в башкирской литературе главным героем крупного произведения стал народ. Жизнь башкирского народа показана на протяжении двух десятков лет на широком фоне общественно-политических событий, происходящих в России. В своем романе писательница умело использует знание быта и уклада народа, показывает колоритные характеры и менталитет башкир. Использование богатств устного народного творчества, красочность и сочность языка, эпическая масштабность сделали роман классическим произведением не только башкирской, но и всей восточной и тюркоязычной литературы.
Выступая на I съезде писателей РСФСР в 1958 году, Леонид Соболев сказал: «Не зная романа Хадии Давлетшиной «Иргиз», нельзя понять действительность башкирского народа». Творческим подвигом назвал ее работу казахский писатель Сабит Муканов.
К сожалению, активная работа Хадии Давлетшиной над романом была жестоко прервана. В 1937 году, по надуманным доносам, арестовали и позже расстреляли ее мужа, народного комиссара просвещения БАССР Губая Давлетшина, уроженца Большеглушицкого района. Хадию Лутфулловну, как «члена семьи врага народа», приговорили к пяти годам лагерей, которые она провела в Мордовии. В 1942 году ее освободили и отправили в Бирск в ссылку без права выезда.
В Бирске Хадия Давлетшина жила в большой нужде. Работу ей не давали. Публиковать свои произведения и заниматься литературной деятельностью было категорически запрещено. В последние годы жизни она работала уборщицей в Бирском педагогическом институте. 20 марта 1951 года Хадия Лутфулловна обратилась с письмом к председателю правления Союза писателей СССР Александру Фадееву, в котором сообщала о своей непоколебимой поддержке марксистско-ленинского мировоззрения и просила помочь с публикацией романа. Это письмо написано убористым почерком на шести страницах, на листах много пятен от слез писательницы.
Хадия Давлетшина скончалась 5 декабря 1954 года в городе Бирске, так и не увидев своего труда опубликованным. Роман «Иргиз» был напечатан только в 1957 году, благодаря поэту-земляку Рашиту Нигмати.
В 1967 году за роман «Иргиз» писательница стала первым лауреатом Республиканской премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева (посмертно). Сегодня имя Хадии Давлетшиной носит бульвар в Уфе, улицы в городах и сёлах Башкортостана. В Бирске и Сибае ей установлены памятники. Учреждена Республиканская премия имени Хадии Давлетшиной в области детской литературы, ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвящённые её творческому наследию. В нашем районе, силами общественности Баймакского района РБ, в посёлке Костино установлен её бюст.
Приведенные здесь истории трех женщин, интересны каждая по-своему, поскольку через призму их судеб отражены важнейшие моменты истории башкирского народа — борьба за сохранение этнической и религиозной идентичности, которая выразилась в башкирских восстаниях разных веков; государственно-национальное устройство, становление национального образования, развитие башкирского языка и литературы в начале и середине XX века, где немаловажную роль сыграли и наши знаменитые землячки.
К сожалению, даже в юбилейные годы — в 2023 году бывшему министру просвещения БАССР Фатиме Мустафиной исполнилось бы 110 лет, в этом году Хадии Давлетшиной -120 лет, в 2026 году Рабиге Кушаевой-Юмагуловой будет 125 лет — мы, земляки, не ведём должную работу по сохранению их имён в сердцах будущих поколений башкир с берегов Большого Иргиза.
Д. Шамгунов,
г. Самара