Навеки в памяти народной

Посвящается моему дяде Сигалаеву Валентину Петровичу, погибшему в 19 лет и всем его родственникам, защищавшим нашу Родину. 

В этом, 2025 году, наш народ и всё прогрессивное человечество будет отмечать 80-летие окончания Великой Отечественной войны. Это большой срок, но никто и ничто не забыто. В каждой семье обязательно есть свой герой, погибший, или вернувшийся с победой. Мы свято храним память о них, их, пожелтевшие от времени, портреты — всегда на самом видном, почётном месте в доме. Живы еще дети погибших воинов, и боль в их сердцах не угасает.

16 января 1943 года была освобождена от немецких захватчиков станция Чертково Ростовской области. В этой боевой операции участвовали воины большечерниговцы. Им — то я и хочу посвятить своё повествование.
Станция была заложена 8 июля 1869 года и названа в честь войскового атамана Михаила Ивановича Черткова (близкий друг и единомышленник Льва Николаевича Толстого), по ходатайству которого и появилась железнодорожная линия. В 1871 году при строительстве земляного полотна железной дороги были установлены столбы с телеграфной линией из двух проводов. На станции Чертково, как и на других станциях, был установлен аппарат Морзе.
Первоначально посёлок состоял из бараков, нескольких жилых домов, землянок, других строений, которые располагались вдоль железной дороги. Здесь же была церковь, питейный дом, ночлежка, и дальше — бескрайняя степь. Сейчас это красивый, благоустроенный посёлок, утопающий в зелени деревьев и цветочных клумб.
С начала ВОВ — молодёжь нашего района, направляли на обустройство окопов близ города Сызрань. Со слов моей тёти Пелагеи Петровны 1926 г.р., условия были суровыми: питание скудное, холод, работали весь световой день. Окопы готовились на случай наступления врага. Там же были задействованы и ребята, не достигшие призывного возраста. Среди них был и мой дядя Валентин Петрович Сигалаев 1923 года рождения. По достижении призывного возраста он, как и все юноши, подлежал мобилизации. Это случилось 3 марта 1942 года, в этот день было призвано 25 юношей нашего района, все 1923 года рождения. Четверо из села Новый Камелик: Клешненков Андрей Васильевич, Зубов Иван Степанович, Кривов Алексей Иванович и мой дядя Валентин. Военкомат в то время находился в центре села Большая Черниговка, примерно в окрестностях нынешнего магазина «Пятерочка». Хочу добавить, что до войны брат моей бабушки Агрофены Федоровны, Иван Федорович Давыдкин работал председателем колхоза «Парижская коммуна». В первые дни войны, в порядке партийной мобилизации, он был призван на фронт, где являлся политруком, и в 1942 году пропал без вести под Сталинградом.
Семья его проживала на улице Чапаевской, недалеко от здания редакции газеты «Степной маяк». Там же проживала и его мать, моя бабушка Мавра Агафоновна Давыдкина (Разина). Мы относительно недавно узнали, что Валентин прибегал к ним попрощаться. 4 марта 1942 года в Чапаевске, была сформирована 153 стрелковая дивизия. Командиром был назначен Николай Александрович Никитин. До июля 1942 года бойцы проходили учебную боевую подготовку. А 12 июля того же года, укомплектованная дивизия, прибыла на Сталинградский фронт в составе 63 армии. Дивизия заняла оборонительные позиции на левом берегу Дона в районе станиц Казанская, Вешенская (Ростовская область). 10 октября Никитин был направлен на командные курсы, а 153-ю дивизию принял Андрей Павлович Карнов (1898-1979). Находясь на левобережье Дона, наша армия держала оборону до декабря. Изучая списки безвозвратных потерь, я пришла к выводу, что многие бойцы погибали от налетов немецкой авиации, которая господствовала в небе до 1943 года. В один из налетов, в станице Вешенской, погибает мать нашего великого писателя М.А. Шолохова Анастасия Даниловна. Члены семьи писателя находились в эвакуации в селе Дарьинское, находящееся в 30 километрах от Уральска. Совсем недалеко от нас. Шолохову очень полюбились те края, он каждый год приезжал на охоту и рыбалку в Дарьинское.
7 августа 1942 года рядом со станицей Казанской открывает скорбный список потерь наш земляк Симонов Константин Иванович — уроженец посёлка Пензено. Но вернусь к станции Чертково, которая была оккупирована в начале июля 1942 года, но первые потери чертковцы понесли уже 11 ноября 1942 года. Два вражеских самолета бомбили посёлок вдоль железной дороги. Первые руины и первые погибшие мирные жители. С этого дня вражеская авиация регулярно появлялась над Чертково. Их атаки отбивали артиллеристы — зенитчики, находящиеся в Шептуховке.
7 июля 1942 года семь вражеских самолетов накрыли сеткой бомб железнодорожную станцию. Запылали составы с боеприпасами. Взрывались цистерны с бензином, огонь и горючее заливали ближайшие улицы поселка Чертково. С болью в глазах рассказывали очевидцы об одной из таких бомбежек. На станции стоял поезд с ранеными бойцами, со всеми опознавательными знаками. Красный крест не остановил фашистов. Поезд был разгромлен и весь его состав: раненые, медперсонал погибли. Погибли и те, кто находился рядом, в первую очередь железнодорожники. Сгребали части тел и складывали в одну могилу. От увиденного коварства каменела душа.
А за несколько дней до оккупации станции, 2 июня 1942 года, в небе над курганом потерял управление и потерпел крушение советский самолет, возвращавшийся из Севастополя, с 14 пассажирами на борту. Среди них известный писатель Евгений Петрович Катаев (Петров), написавший в соавторстве с Ильфом книги «Золотой теленок», «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка». Его предали земле на хуторе Филипповский. А после войны прах был перенесен в село Маньково — Калитвенское, которое находится в 11 километрах от Чертково. На площади установлен памятник, стоящий и поныне. А в июле 2007 года, на месте авиакатастрофы, имя писателя увековечено на памятном знаке.
26 декабря наши войска подтягиваются к Чертково. 27 декабря 35-я и 41-я гвардия дивизии атаковали противника, но успеха не имели. А 3 января 1943 года к Чертково — Меловое подошли основные силы 57 стрелковой Гвардейской дивизии. Поясню, 153 стрелковая дивизия, за проявленные во время операции мужество, стойкость, отвагу, дисциплину, организованность и героизм была преобразована в элитные гвардейские подразделения под названием 57-я гвардейская стрелковая дивизия. Очень тяжелым в декабрьские, январские морозы и метель был путь этой дивизии, а значит и наших земляков, которые в ней значились.
Был приказ со стороны командования с ходу овладеть станицей, но противник успел укрепиться, несколько танков были, как бы врыты в землю, с водонапорной башни так же лупили по нашим бойцам.
Рано утром 4 января наши войска вышли на исходные позиции. А в 4 часа был оглашён приказ командира первой гвардейской армии о перенос штурма на сутки вперед. В 8:00 ч. поступает новый приказ: начать атаку 4 января в 15:00. Результатом смены сроков стало то, что противник обнаружил сосредоточение советских войск и первым организовал атаку с использованием батальона пехоты и 11 танков. Но наша разведка сработала хорошо, несмотря на то, что атака проходила в тумане. Старший лейтенант Горин принял на себя командование первым стрелковым батальоном, на чьи боевые порядки устремлялись немецкие танки, сумел организовать оборону, и враг был отброшен. Горин Федор Степанович 1914 г.р. погиб, похоронен в Меловое.
4 января дивизия с боем отошла на исходные позиции, потеряв убитыми и раненными 450 человек.
5 января потери были самыми большими 1100 человек, среди них наш земляк, уроженец села Новый Камелик — Кривов Алексей Иванович (1923 г.р) — тракторист колхоза «Серп и молот». Гвардии старший сержант, командир отделения 557 стрелкового полка похоронен в двух километрах северо-восточнее станции Чертково. Алексей приходится дядей Перову Ивану Николаевичу — бывшему директору ДЮСШ с. Большая Черниговка.
7 января в 9:30 ч., после мощного артналета, начался штурм. Однако и в этот день не удалось сломить сопротивление противника. 140 человек безвозвратных потерь (убиты) и 100 человек — санитарные потери (раненые). На следующий день, вновь по всей линии обороны, на позиции немцев обрушилась мощь орудийного, минометного огня. Противник неоднократно переходил в контратаки, бросая в бой танки. Завязались ожесточенные кровопролитные бои. К исходу 9 января многим нашим полкам удалось прорвать линию обороны противника и захватить не только отдельные укрепления, но и некоторые дома на окраине посёлка. В этот день погибло 679 наших бойцов.
Под огнем противника в январскую стужу, метель и пургу наши бойцы лежали в снегу на передовой, отбивали яростные контратаки. Кольцо сжималось, но враг не сдавался. В этих невероятно трудных и опасных условиях ремонтировалась техника — танки, которые сразу же шли в бой. Немецкие войска с воздуха, самолетами снабжались оружием, боеприпасами, продовольствием. В один из таких прилетов «посылка» упала в расположение наших войск. Трудности боев состояли в том, что наше командование не могло использовать мощь артиллерии и авиации в полной мере — в посёлке находились жители. Две недели шли кровопролитные бои с переменным успехом.
14 января установилось относительное затишье. Фашисты видели и понимали безвыходность своего положения и в 22:00ч. 15 января 1943 года вышли на прорыв, сосредоточив около 20 танков, самоходные артиллерийские установки, несколько машин и более 4000 солдат пехоты. Все это двинулось колонной через боевые порядки 170 полка 57 стрелковой дивизии в направлении Ясный Проминь, Стрельцовку. Полк принял бой, но сдержать натиск врага не смог, вынужден был пропустить колонну. В бой вступил 124-й гвардейский стрелковый полк 41 стрелковой дивизии. Артиллерия и «Катюши» открыли такой огонь, от которого все смешалось. Противник понёс огромные потери.
В дни штурма, к сожалению, точное число неизвестно, получил тяжелое ранение мой дядя Валентин. В похоронке было указано — умер от ранения в живот. Был санитаром 250 медсанбата 57 гвардейской стрелковой дивизии Первой гвардейской Армии. Также еще один наш земляк Филин Александр Дмитриевич (1911 г.р) из совхоза им. Наркомсовхозов (нынешний «Восток»), так же был санитаром.
Отступающие фашисты по дороге бросали личное оружие. Остатки немецкой колонны утром подходили к Стрельцовке. На её пути стояли батареи 89-ого гвардейского артполка. Артиллеристы открыли огонь по колонне. Танки и автомашины свернули с дороги и попали на заболоченный участок у реки. Произошло побоище, группировка не дошла до своих. Широкая степь восточнее села Стрельцовка была покрыта трупами врага, лошадей и техникой. Враг понес большие потери, только частями 57 стрелковой гвардейской дивизии было уничтожено до 1500 человек, взято в плен 1750 солдат и офицеров противника, подбито и сожжено 28 танков и 500 автомашин. Так была закончена Первой Гвардейской армией Юго-западного фронта операция «Малый Сатурн».
Утром 16 января в поселке установилась тишина. Только издалека слышались артиллерийские раскаты. Для зачистки поселка Чертково с юго-западной стороны вышли 122-й и 563-й гвардейские стрелковые полки и другие части.
В посёлке Чертково нашими частями были захвачены крупные трофеи: 5 паровозов (неисправных) 158 вагонов, 8 самолетов (неисправных), 28 танков зарытых в землю,10 складов с продовольствием и до 500 автомашин. В подвалах домов находилось 1500 солдат и офицеров. С ликованием и радостью встречали жители поселка своих освободителей.
Дорогой, очень дорогой ценой досталось освобождение станции. 2223 советских солдат и офицеров навсегда остались в чертковской земле. Много было не выдержавших тогда, замерзших. За каждой фамилией — своя боль и трагедия, не встретили и не увидели родные своих сыновей, братьев и мужей.
57 стрелковая дивизия Первой гвардейской армии прошла свой героический боевой путь освобождая Донбасс, Украину, Польшу, участвовала в Висло — Одерской наступательной операции, брала Зееловские высоты, штурмовала Берлин. 19187 воинов были награждены орденами и медалями, а 33 воина удостоены звания Героя Советского Союза.
Из призванных 3 марта 1942 года (25 человек) половина погибли на различных участках фронта. В Новый Камелик вернулись Клешненков Андрей Васильевич и Зубов Иван Степанович. Оба с наградами.
Андрей Васильевич демобилизовался 16 мая 1947 года, поскольку после войны участвовал в боях на востоке с японцами. Возвратившись домой, вскоре женился. В браке с Марией Алексеевной родилось трое детей, сын Николай, две дочери Нина и Любовь. В октябре 1950 года семья переезжает из Н. Камелика в посёлок Малая Черниговка, бывший колхоз «Путь к социализму», где Андрей Васильевич работал председателем колхоза до 1958 года. Затем семья переезжает в поселок Сёстры. В 1966 году в Августовку, где глава семьи трудился сначала заместителем председателя, а затем управляющим отделения №2. Скончался Андрей Васильевич 30 апреля 1988 года.
Зубов Иван Степанович, после войны вернулся в Новый Камелик и тоже женился. Известно, что он со временем переехал в Москву, имел семью, дочь и сына.
Попов Валерий Васильевич (племянник Герасима Васильевича Попова) стал кадровым военным, дослужился до майора, проживал в Одессе, работал военкомом. Так же имел семью. Скончался в конце 1990-х годов.
В 1967 году в Чертково, памяти погибших воинов Красной Армии, был установлен памятник скорбящей матери в классическом русском образе. Здесь же располагались плиты с фамилиями погибших бойцов. Имена наших ребят так же занесены навечно в мрамор. Вечная память! Вечная слава всем, кто одержал Победу!
Населённому пункту Чертково несколько лет назад присвоен статус посёлка воинской славы.
Выражаю благодарность Звягину Сергею Поликарповичу — председателю Совета Ветеранов Чертковского района Ростовской области, а так же Нине Евгеньевне Семыкиной — сотруднице Большечерниговского и Большеглушицкого военного комиссариата за предоставленные материалы.

И. Бобкова