По волнам доброй памяти…

Юбилей Великой Победы — это время, когда воспоминания оживают с особой силой. Из глубины памяти всплывают лица тех, кто отдал жизнь за Родину, кто самоотверженно трудился в тылу.
В 1941 году обоим героям моего рассказа было всего по 16-17 лет, и, наверное, юноши- романтики думали: «Эх, скорее бы нас отправили на фронт, ведь война может закончиться быстрой победой, и без нашего участия!». Но, к сожалению, «сороковые, роковые» годы тяжёлым бременем легли и ещё на более молодое поколение советских юношей и девушек.
Дядя, Сулейман Акзямович Маликов, со своей шестнадцатилетней двоюродной сестрёнкой, Розалиной Абуталиповой (с моей мамой), работавшие со дня начала войны трактористами в колхозе «1-й Кочкиновский» Большечерниговского района, ушёл на фронт 22 августа 1942 года, в восемнадцатилетнем возрасте. Два с половиной года он храбро сражался с врагом в должности командира роты 339-го гвардейского полка 120-й гвардейской Рогачёвской стрелковой дивизии и 15 января 1945 года, ровно в день своего 21-летия, героически погиб, освобождая Польшу. С воинскими почестями его похоронили на опушке леса вблизи деревни Друже Варшавского воеводства. Гвардии старший сержант Сулейман Маликов в июне 1944 года, за проявленные в боях самоотверженность и храбрость, был награждён медалью «За отвагу», имел и другие поощрения и награды от командования. Его мама, бабушка Салима, всю жизнь прождала своего единственного сына, всегда рассказывала нам о нём и никогда не верила в его гибель…Дядя Сулейман был одним из самых весёлых парней в довоенной Кочкиновке, и ни одни деревенские посиделки не проходили без его участия, так как он очень хорошо играл на мандолине, которую бабушка Салима хранила в доме до конца своих дней. Я благодарен жителям Кочкиновки, что спустя почти 80 лет, дядя всё же «вернулся домой», и его имя высечено на гранитном обелиске, установленном в его родной деревне благодаря инициативе Фатимы Кабировны Шагаевой и других неравнодушных односельчан. И я очень верю и надеюсь, что нынешнее и будущее поколения кочкиновских ребят будут помнить имена и подвиги своих земляков, которые воевали «не ради славы, а ради жизни на Земле».
Если дядю Сулеймана я знал только по рассказам, воспоминаниям родных и близких (к сожалению, ни одна его фотография не сохранилась в нашей семье), то второй герой, мой папа, естественно, в детские и юношеские годы всегда был рядом со мной. Отец, Вадут Шамгунович Шамгунов, родился 23 мая 1925 года в деревне Утекаево Большечерниговского района (мои родители (на фото) в этом юбилейном победном мае отметили бы 100- летний юбилей!). Рано остался сиротой и воспитывался в семье брата, Вахита Шамгунова, который тоже был участником войны и пропал без вести.
В шестнадцать лет отец был направлен в город Куйбышев на учёбу в ФЗУ. После учёбы, прибавив в документах себе год, ушёл добровольцем на фронт. Воевал в составе 7-й гвардейской воздушно-десантной бригады 68-й армии Северно-Западного фронта, участвовал в боях за освобождение Крыма, Белоруссии. Получив в 1944 году тяжёлое ранение, в боях за освобождение Польши, долгое время лечился в госпиталях и только в 1946 году вернулся домой. В этом же году женился, и вместе с мамой, родили и воспитали пятерых детей. Прожили они счастливо 41 год: отец умер в 1987 году- сказались фронтовые раны, матери не стало в 2008 году. В послевоенные годы отец работал бухгалтером, счетоводом в колхозе «Путь Ильича», куда относилась деревня Утекаево, а потом до выхода на пенсию, работал учётчиком в совхозе «Украинский».
Так как я был самым младшим ребёнком в семье, папа, наверное, уделяя мне чуть больше внимания и заботы, чем моим старшим сёстрам и брату, научил меня рано читать, писать, играть в шахматы и шашки. Наша семья выписывала много разных газет и журналов, и я, ещё учась в первом классе, читал детские журналы на башкирском и русском языках, любил разгадывать сложные кроссворды, из популярного в те годы, советского журнала «Огонёк». Отец всегда был для меня воплощением ума, мудрости и большой скромности: был очень грамотным, начитанным (во многих его предвоенных и военных документах его имя значится как Вадим, по имени одного из главных героев одноимённого произведения М.Ю. Лермонтова), обладал математическим складом ума и никому не проигрывал в игре в шахматы и домино, прекрасно владел русским языком; никогда не пользовался причитающимися льготами участника и инвалида войны, не любил рассказывать о своём боевом пути. Но зато с малых лет, благодаря отцу-фронтовику, я серьёзно увлёкся чтением книг о войне и не пропускал в сельском клубе ни одного фильма про Великую Отечественную войну.
До сих пор, уже будучи в возрасте «старше своего отца» (умер в 63 года), рассматривая семейные фотоальбомы, сохранившийся чудесным образом его комсомольский билет, выданный на фронте, Орден Отечественной войны и другие награды папы, я виню себя за то, что в детстве не был любопытным «почемучкой», и не просил его более подробно рассказывать о войне, о городах и странах, в освобождении которых он участвовал. Лишь изредка, в Дни Победы, вспоминая своих друзей-однополчан и своего самого близкого фронтового друга-грузина, он с грустью напевал песню «Сулико», слушал песни военных лет в исполнении Клавдии Шульженко, Марка Бернеса и предавался некоторым скудным воспоминаниям …
Вот такие две разные и схожие чем-то судьбы близких и родных для меня людей, имена которых свято чтут в наших семьях, ведь «они живы, пока мы их помним».
Да, к сожалению, время неумолимо, оно стирает с годами из нашей памяти важные детали, притупляет эмоции. Но подвиг поколения победителей не должен быть забыт. Наш священный долг — сохранить имена тех, кто добыл эту победу, и передать их будущим поколениям, чтобы они знали, какой ценой достался этот мир, и ценили его. И сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами, память поколений остаётся важным фактором стабильности и мирного развития нашего общества. Она помогает нам сохранять нашу национальную идентичность и укреплять наше единство.

Д. Шамгунов,
Утекаево — Самара