Искусство дружить
Сеть школьных «Служб примирения» начала своё развитие в 2010 году. О том, какие социальные практики применяют социальные педагоги, какова эволюция этого движения и кто осуществляет столь сложную и деликатную миссию рассказывает координатор социально- педагогической программы «Создание и поддержка служб примирения в Самарской области» Татьяна Вячеславовна Прянишникова.
- За первое десятилетие Службы открыты в 678 образовательных учреждениях региона — это школы, гимназии, лицеи, техникумы в рамках студенческого самоуправления. Отрадно, что руководство Южного управления образования выразило заинтересованность в применении нашей практики в Большечерниговском и Большеглушицком районах. За 11 лет своей деятельности более 12 тысяч детей решили свои проблемы в Службах примирения и это главное! Несмотря на принципы добровольности и равноправия сторон, разрешать сложные ситуации не просто. Команда посредников помогает исправить доконфликтные ситуации. Нейтральная позиция медиатора помогает правильно понять обе стороны в ходе индивидуальных и совместных встреч с участниками инцидента. Цель нашей команды сделать любой конфликт управляемым, чтобы он не выходил за рамки школы, а решался своими силами, помочь договориться, найти общий язык, исключить вражду
Как работают филиалы Службы и каковы критерии отбора в штат «миротворцев»? - Школьная Служба примирения работает командой. Педагог, прошедший курсовую подготовку, набирает помощников — учащихся (девочек и мальчиков).Дети тоже обучаются и только после этого имеют право управлять конфликтными случаями среди своих сверстников. Если в ссоре замечен взрослый человек: родитель или педагог, тогда ситуация находится на контроле у куратора. Особых критериев отбора среди учащихся нет, каждый желающий может научиться тонкостям процесса, главное иметь желание, усидчивость, коммуникационные навыки. И конечно, немаловажна мотивация, заинтересованность в положительном результате. Куратором может стать любой педагог, не обязательно психолог, обладающий подходящими личностными качествами — миролюбивый, испытывающий удовлетворение от процесса примирения сторон, отличный организатор, находящийся в постоянном контакте с учащимися.
Отмечается ли заинтересованность и возрастает ли потребность в ваших услугах? - Определённо и однозначно наша Служба приносит огромную пользу, помогает подрастающему поколению адаптироваться в социуме, вступать во взрослую жизнь. Наша методика очень близка детям по природе своей, они её хорошо воспринимают, позитивно реагируют, охотно включаются в процесс. Наши выпускники присылают письма и положительные отзывы, значит все наши усилия не напрасны, а опыт и знания социальных педагогов востребованы и популярны среди россиян. Иначе бы Служба примирения не существовала бы так прочно и не развивалась. Сегодня мы проводим областной обучающий семинар в Большчерниговской школе №2 «Восстановительные практики в образовательных организациях». Он организован и разработан Центром социализации молодёжи, Ассоциацией детских Служб примирения Самарской области и Региональным Социально — педагогическим Центром.
Какие перспективы у Службы и какие новые направления работы внедряются сейчас? - Во-первых, за 11 лет изменились дети. Раньше они были более самостоятельными, не боялись ответственности и многого достигали своим трудом и целеустремлённостью. Нынешнее поколение лишено этих качеств, они зависимы от родителей, соцсетей. Вот для этого и разработаны наши программы, в которых есть эволюция. Мы с чего-то стартовали, развивались, делали выводы, видоизменяемся, разрабатываем новые ресурсы. Каждый положительный результат окрыляет, заставляет работать ещё интереснее. Мы имеем опыт предотвращения сложных конфликтов, суицида, школьных двухуровневых ситуаций и других. Веяние времени, привлечение к сотрудничеству не только учителей, родителей, но и руководителей образовательных учреждений. Впереди много планов и проектов, направленных на развитие молодого поколения россиян, будущего нашей страны!
Спасибо Вам за сотрудничество, желаем успехов во всех начинаниях такой нужной «Службы примирения»
Беседовала Елена Снегирева