Помогите второклашке

Со мной согласятся многие бабушки, что современные блага цивилизации, не всегда — на пользу. У детей послевоенных лет не было портфелей, ранцев и рюкзачков. В сумках, сшитых мамами из материи, мы носили, если был, учебник, тетрадь и чернильницу-непроливайку.
Сегодня портфель школьников переполнен множеством красивых предметов! Однако, после походов в Храм наук, на хрупких плечиках младших школьников образуются настоящие синяки. Существуют ли какие-то медицинские показания, нормы по наполняемости школьных сумок? И есть ли возможность снизить нагрузку по переноске принадлежностей для учёбы.

В. Калениченко

Собирая второклашку, да и ребенка постарше в школу, родители порой впадают в ступор. Ведь укомплектовав портфель своего ребенка всем, что требует, казалось бы, школа, они возлагают на детские плечи неподъемную тяжесть. Проблемой большого веса портфелей озабочены не только вы, уважаемые родители, бабушки и дедушки, но и педагоги. Ведь порой проблема лишнего веса портфеля ребенка кроется не только в весе и количестве школьных принадлежностей, которые требует школа. Попробуем разобраться…
В первую очередь стоит обратить внимание на выбор самой школьной сумки. Родители нередко ориентируются на выбор и мнение будущего владельца вещи. Это правильно, но важно, чтобы ребенок не пожертвовал удобством ради красивого ранца.
Производители ученических атрибутов соревнуются между собой, создавая яркие и стильные модели. При этом нередко снабжают их целыми комплектами и дополнительными кармашками для пеналов, мешочками для «сменки», отсеками для бутылочек с водой и кошельками. Каждый предмет такого комплекта и всевозможное количество дополнительных кармашков добавляет значительный вес всей массе школьной сумки.
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.
Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 600-700 грамм и для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм.
Данная норма также рекомендована врачами-гигиенистами и ортопедами. Поэтому если школьная сумка вашего ребенка, на ваш взгляд, слишком тяжелая, то следует начать с измерения веса пустого ранца. Если его вес укладывается в общепризнанную норму шестьсот-семьсот граммов, значит, портфель вами для вашего ребенка выбран правильно!
Но пустым портфель бывает только в момент покупки. Обратим внимание на его содержимое.
Санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» установлены требования к весу содержимого школьного рюкзака учащегося. В пункте 10.32 указаны требования к весу комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся разных классов. Безопасный для здоровья детей и подростков вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей без учета веса самого портфеля не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов — более 1,5 кг, 3-4-х классов — более 2 кг; 5-6-х классов — более 2,5 кг, 7-8-х классов — более 3,5 кг, 9-11-х классов — более 4,0 кг.
Нормы СанПиН диктуют и особые требования к весу учебных принадлежностей. По нормам гигиены для детей и подростков учебник в начальной школе весит около трехсот граммов (возможно превышение на десять процентов). Например: УМК «Школа России» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. — М.: Просвещение — вес каждой части 235 гр.; Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 2 класс. В 2-х частях. — М.: Просвещение — вес каждой части 272 гр.; Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник. 2 класс. В 2-х частях. — М.: Просвещение — вес каждой части 289 гр.
Во всех образовательных организациях расписание уроков составлено в соответствии с нормами СанПиН, с целью равномерного распределения «тяжелых» и «легких» предметов. Поэтому учащемуся начальной школы приходится каждый день носить в среднем по 3 учебника, что составляет около 800-900 гр., прибавляем тетради и пенал (около 600 гр.) и мы укладываемся в положенные 1,5 кг. Сменную обувь, форму для физкультуры, принадлежности для уроков труда, рисования можно оставлять в школе. При покупке школьных товаров (пеналы, наборы карандашей и т.д) необходимо выбирать более легкие варианты. Ведь много не значит лучше!
Оценивая «перевес» школьного портфеля, надо учитывать и массу не входящих в школьные принадлежности предметов: сотовых телефонов, бутылочек с водой, игровых планшетов и т. д. В рюкзаках наших детей можно обнаружить много лишних предметов, которые не имеют отношения к учебе. Все лишнее не должно пройти пункт родительского контроля, важно объяснить ребенку, что это в школе тебе вряд ли пригодиться.
Уважаемые родители! Изначально, собрав грамотно портфель вашего ребенка, вы не только сможете сохранить его здоровье и хорошее самочувствие, но и сделаете посещение школы для него более комфортным и приятным, а комфорт и здоровье, как известно, благоприятно сказываются на успеваемости каждого ученика.
Южное управление министерства
образования и науки Самарской области