Что мы без корней своих?!
Объявленный Президентом В.В. Путиным Год культурного наследия народов России стал поистине периодом увековечивания памяти национальных героев членами исполкома «Курултай башкир Самарской области». О главном подарке землякам мы побеседовали с руководителем национальной общественной организации С.Н. Вилдановым.
- Сафиулла Наильевич, перефразировав известное изречение, хочу сказать: патриотами не рождаются. Что сподвигло всерьёз заняться популяризацией исторических корней, национальной культуры?
- Посёлок Иргизский, где прошло моё детство, всегда был интернациональным. В добром соседстве здесь до сих пор проживают русские и башкиры, мордва и чуваши… Однако, с юного возраста меня занимала богатая история предков, осевших на степных берегах самой извилистой в мире реки Иргиз. С восхищением слушал я рассказы родителей о сильной тяге к знаниям детей из малых башкирских деревень. За несколько километров, по бездорожью, они шли пешком в школу. Преодолевая нелёгкий путь, особенно в осеннюю слякоть, в сандаликах не по сезону, ребята становились в, ещё не остывшие, коровьи лепёшки, чтобы отогреть замёрзшие ножки. Не случайно наши заволжские степи взрастили выдающихся людей, подарив исторической родине двух министров просвещения — Фатиму Мустафину и Губая Давлетшина; одного из лидеров национального движения, председателя правительства Республики Башкортостан Хариса Юмагулова. У истока реки Иргиз, в деревне Хасьяново, родились наш народный поэт Рашит Нигмати и первая в мире восточная женщина писательница-романистка Хадия Давлетшина. Уроженцем деревни Утекаево является писатель Башар Хасанов.
Героические страницы вписал в летопись нашей малой родины полковник Мухсим Габсаттарович Идрисов. Кадровый офицер награждён пятью орденами за проявленную доблесть и мужество при выполнении боевых заданий.
Танкист Абубакир Юсупович Мерхайдаров — член легендарного экипажа, который одним из первых подбил королевский тигр, считавшийся непобедимым. За свой подвиг командир орудия танка «Т-34» был удостоен двух боевых орденов. Замечательную эстафету героев Великой Отечественной войны подхватили наши современники. Ветеран вооружённых сил Российской Федерации А.А. Мингалиев многим из наших земляков помог связать свою жизнь с военной профессией, пройти обучение в Высшем Ленинградском военно-морском училище имени Попова. 29 ребят из двух соседних степных районов, благодаря ему, стали офицерами и сегодня служат России. Ветеран до сих пор в строю, преподаёт в военных вузах Санкт-Петербурга. Немало примеров самоотверженного служения Отчизне и на мирной трудовой вахте. За добросовестный труд высокого звания Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации и Башкортостана удостоен Сантимир Латыфович Гарифов, такое же звание, только Самарской области, имеет Загретдин Минибаевич Тугузбаев. Геннадий Вахитович Савганов — Заслуженный строитель Самарской области, а Фатима Кабировна Шагаева — Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Всегда гордился трудолюбием своих близких. Мой отец — механизатор совхоза «Украинский», пятикратно удостаивался почётного знака «Победитель социалистического соревнования». Бабушка — Уелданова Богустам Габдрахмановна — кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, была участницей Выставки Достижений Народного Хозяйства в столице нашей Родины — Москве.
Крестьянский труд исстари был нелёгким. Отец и мама мечтали, чтобы их сыновья получили образование, жили и работали в городе. Мы хорошо понимали это. Ведь школьникам, отдалённых от центральной усадьбы совхоза деревень, приходилось уже с 5 класса покидать отчий дом, чтобы продолжить образование.
И как важны были в этот период забота и внимание, которые оказывал «интернатским» ветеран Великой Отечественной войны, директор Украинской школы И.С. Тамодлин. Да, наш Иван Степанович не одному поколению украинцев дал «путёвку в жизнь». Низкий ему за это поклон и светлая память. - Как относились к национальным традициям в Вашей семье, общались ли на башкирском языке?
- Я уже говорил, что посёлок наш, в отличие от соседних башкирских деревень, считался «обрусевшим». И, когда ввели в школе новый предмет — родной язык, для многих из нас он был «иностранным». Настоящей трагедией было для меня — отличника, получить на одном из первых уроков по этому предмету «двойку»!
- Чтобы стать настоящим лидером, мало иметь хорошее образование, считаю, здесь важнее всего личный пример и организаторские способности.
- В том, что сверстники и даже старшеклассники мне доверяют, впервые убедился на выборах комсомольского актива школы. А свой первый опыт в качестве комсорга приобретал, возглавив ответственную акцию высадки лесополос. Была такая государственная программа защиты полей: летом — от песчаных бурь, а зимой деревья выполняли функцию снегозадержания. Всё мужское население в период важных сельскохозяйственных кампаний находилось на передовой битвы за урожай, а мы — четырнадцатилетние школьники, устраивались в специальных прицепах к тракторам, брали в руки «снопы» посадочного материала и по мере движения опускали саженцы в землю. Так появились в наших степях русские красавицы-березы, смородина… Долгое время эти посадки не только защищают, но и кормят степняков лесной смородиной, грибами.
- Как продолжатель крестьянского рода Вы выбрали профессию агронома, почему сменили раздольные поля на армейский плац?
- С детских лет понимал, что такое священный долг перед Отечеством.
И когда моим однокурсникам в Безенчукском сельскохозяйственном техникуме осенью 1981 года стали приходить повестки в армию, фамилии Вилданов в списке призывников не оказалось. «Почему меня не берёте?» — задал вопрос майору в военкомате. «Придёт личное дело. Вызовем», — ответил он. Срочную службу проходил в Южной группе войск. Там и решил сменить мирное занятие — растить хлеб, на очень нужную и важную профессию — «родину защищать». В лагере, расположенном близ венгерского города Эстергом, что на южном берегу Дуная, успешно сдал вступительные экзамены и летом 1981 года отбыл в Союз на учёбу в Высшее Военное Строительное Командное училище в городе Тольятти. Здесь, среди курсантов, я вновь возглавил комсомольскую работу.
После выпуска, в 1986 году, молодого лейтенанта направили служить в Московский военный округ (г. Иваново), где прошёл все ступени: от командира взвода роты до начальника штаба батальона в Отдельном Оршанском полку связи. - Как Вы — уже городской житель, оказались в эпицентре организации, родоначальником которой явился актив двух сельских соседних районов?
- Счастливому случаю войти в коллектив единомышленников я целиком обязан однокласснику и другу Г.В. Савганову. Так как руководители «Курултая» находились географически далеко даже от районных центров (сёл Большая Черниговка и Большая Глушица), чтобы продвигать какие-то важные вопросы на уровне правительства области, решено было создать такую же организацию в городе Самара.
На общее собрание башкир областного центра и привёл меня Геннадий Вахитович. В процессе выборов вошёл в правление новой организации, затем в исполнительный комитет. А когда руководитель «Курултая башкир города Самары» сменила место жительства и переехала в столицу Башкортостана — Уфу, председателем городской организации выбрали меня. Прежде чем дать согласие, обсудили этот вопрос с руководителем налоговой полиции, где я трудился в то время начальником оперативного отдела управления в звании подполковника. Добро дали с условием, что буду совмещать федеральную службу с работой в своей национальной организации на общественных началах. Затем, для централизации нашей деятельности мне поручили возглавить городской и областной «Курултай».
Продолжая разговор о Собрании, необходимо отметить тех людей, которые стояли у истоков его создания. С.Л. Гарифов, А.С. Тугузбаева, Д.В. Шамгунов, Ш.Г. Файзуллин, Х.Г. Ягуфаров были участниками Первого Всемирного Курултая башкир, состоявшегося в Уфе.
22-23 июня 1996 года по инициативе С.Л. Гарифова, при активной поддержке Д.В. Шамгунова, Ф.К. Шагаевой, Р.А. Хазировой, Р.С. Усмановой, Х.А. Шугаипова, М.П. Куницыной и ряда других общественников в посёлке Южный был проведён первый Курултай башкир Самарской области. В работе съезда приняли участие первый председатель Исполкома Всемирного курултая башкир академик Н.А. Мажитов, представители администраций Президента РБ и Губернатора Самарской области, артисты Башгосфилармонии и делегаты из всех населённых пунктов двух наших районов, где компактно проживают башкиры. В первый день форума его делегаты приняли участие на открытии мечети в селе Муратшино Большеглушицкого района, во время которого с приветственной речью выступил и потом провёл первую молитву муфтий и председатель Духовного управления мусульман Нурмухамет — хазрат Нигматуллин.
Здесь были рассмотрены разные вопросы по сохранению традиций, языка и культуры башкир области; был создан Исполком курултая башкир Самарской области, первым председателем был избран С.Л. Гарифов, а его заместителем Д.В. Шамгунов.
Члены исполкома приняли активное участие в проведении первого большого башкирского праздника «Здравствуй, земля иргизская!», который состоялся в РДК села Большая Черниговка в ноябре 1998 года. В рамках этого праздника, посвящённого 200-летию оседлого поселения башкир по реке Большой Иргиз, прошла презентация книги Н.В. Искрина «У истоков Большого Иргиза». - Что Вы считаете главным достижением «Курултая» за эти годы?
- Важно, что мы объединили башкир не только двух соседних районов, но и областного центра, города Новокуйбышевск.
- Массовое гуляние на имелеевской поляне обрело статус областного. Как родилось его необычное для произношения название?
- В самом деле, каждый наш праздник выходил далеко за рамки районного. Ну как, например, не пригласить гостей из Башкортостана, когда открывали мемориальную доску у Дома культуры в селе Большая Черниговка, на которой увековечены имена видных общественных деятелей башкирского народа? Конечно же, на этом важном мероприятии присутствовали представители правительства Самарской области. А потом участие общественных деятелей, артистов, ловких наездников, сильных батыров из Республики Башкортостан стало неотъемлемой частью торжеств в Большечерниговском районе.
Раньше праздник окончания весеннеполевых работ называли «Сабантуй» (праздник плуга). Однако, башкиры — полукочевой животноводческий народ. К сохе нас «привязали» в советский период. Потому и решили назвать наши встречи «Йыйын» — что в переводе: «сбор, собрание». На одном из праздников мы и воспроизвели с помощью театрализации такое вече старейшин. - Работа общественной организации — это не только праздники. В этом году, например, ярким свидетельством активной деятельности «Курултая» явилось открытие памятника языковеду Габбасу Давлетшину.
- К году культурного наследия мы готовили подарки и не один. Но памятник башкирскому учёному не входил в наши планы. Помог счастливый случай.
На одном из заседаний исполкома остро стоял вопрос об «очаге» культуры в посёлке Южный Большеглушицкого района. С предложением отремонтировать аварийный клуб мы с председателем районного курултая Г.А. Давлетшиным пришли к тогдашнему главе района А.В. Грибенику. Ответ был отрицательным из-за отсутствия средств. В поисках выхода сам руководитель муниципалитета предложил обратиться к депутату Госдумы, так как намечался визит А.Е. Хинштейна в Большеглушицкий район.
Встречу с народным избранником организовали в старом Доме культуры, где я выступил с докладом, рассказав о деятельности «Курултая башкир Самарской области». Высокий гость с большим интересом выслушал отчёт, особенно в части воспитания подрастающего поколения на примерах выдающихся предков. Но так как вопрос стоял о клубе, вернулись к нему. Предложением Большеглушицкого муниципалитета было: снести аварийное здание и на его месте поставить модуль на 120 мест. Могли ли мы согласиться с этим, когда население посёлка Южный насчитывает 2 тысячи человек!? Удалось убедить в нецелесообразности решения только после демонстрации Г.А. Давлетшиным красочных фотографий исторического здания, построенного в годы освоения целинных земель. В результате — архитектурный памятник включили в программу нацпроекта «Культура», запланировав его реконструкцию.
По окончании встречи, Александр Евсеевич, как в известном советском сериале «Семнадцать мгновений весны», попросил меня и Давлетшина остаться. Координатор партийного проекта «Единой России» «Историческая память» немало сделал для увековечивания знаковых мест и деятелей города Самара. И потому, уважение к истории своей культуры башкирской общественной организации так же нашло в нём положительный отклик.
«Стелла основоположнику родного языка — это хорошо, а почему не памятник?» — сказал депутат Госдумы. «Но ведь это же миллиона два, не меньше!», — возразил я. Беседа закончилась тем, что А.Е. Хинштейн пригласил меня на встречу в областной столице.
В приёмной депутата, как всегда было много людей. Но, несмотря на это, Александр Евсеевич уделил мне целый час времени. Вновь вернулись к докладу, где я рассказывал о барельефе Х. Юмагулову и памятных досках, которые у нас уже были заказаны. » Как хорошо с тобой работать, — сказал депутат, — все просят денег, а вы уже всё сами организовали. А насчёт памятника Габбасу Давлетшину, жду от тебя обращение». Готовясь к встрече, письмо подготовил заранее. Оценив такую оперативность, Александр Евсеевич обещал передать его лично главе Республики Башкортостан, прокомментировав: «С Радием Фаритовичем Хабировым часто встречаемся в Москве».
Нисколько не сомневался, что обращение попало в надёжные руки. Прошло совсем немного времени, когда в телефоне высветился неизвестный номер: - Сафиулла Наильевич?
- Да.
- Я по поручению главы Республики Башкортостан…
С этого момента и началась работа по изготовлению памятника. Непросто решался вопрос по финансированию, ведь это бюджет другого региона. Нашли приемлемый вариант — грант через Дом Дружбы народов. Никогда не знал, что утверждается проект, только после того, когда он выполнен в миниатюре. Чтобы ускорить прохождение всех инстанций: выбрать эскиз, скульптора, пришлось, обсуждать всё это непосредственно в Уфе. К чести представителей Администрации Республики Башкортостан, занимались этим вопросом заведующий отделом реализации национальной политики РБ И.Н. Ханов и директор Дома Дружбы народов Г.Г. Мерхайдарова, а в нашем правительстве с ними очень тесно взаимодействовали руководитель управления межнациональной политики Самарской области Н.П. Осипова, Глава Большеглушицкого района В.А. Анцинов, работа шла оперативно. И ещё один важный момент: при утверждении проекта памятника скульптор попросил показать место его установки. Оказывается, от географической привязки зависит и форма памятника, и его высота.
Предложения были разные. Называли населённые пункты: Большая Глушица, Большая Черниговка, Пугачёв, Алексеевка, посёлок Южный, куда входит деревня Таш-Кустьяново, где и родился Г. Давлетшин. Среди прочих были и такие варианты: установить памятник в Южном городе Самары, в парке Дружбы.
Остановились на райцентре Большеглушицкого района, так как именно на этой территории находится родная деревня видного башкирского учёного.
18 июня 2022 года состоялось открытие памятника Габбасу Давлетшину. Скульптура выполнена в бронзе и установлена на пьедестале из гранита в селе Большая Глушица на площади, рядом с районным краеведческим музеем. Скульптор — заслуженный художник Республики Башкортостан Ханиф Хабибрахманов.
Это было, действительно, знаковое событие для всех башкир нашего региона. В ответ на мою благодарность за истинно королевский подарок, в приватной беседе Александр Евсеевич пошутил: «Вот видишь, просил два миллиона, получил целых четыре!» - Продолжением торжественного открытия памятника в Большой Глушице стал праздник на имелеевской поляне. Впервые «Йыйын» почтили своим участием сразу два депутата Государственной Думы.
- Признателен властям всех уровней, которые в годы моей работы поддерживали «Курултай» в вопросах сохранения и развития национальной культуры, в организации и проведении мероприятий. Да, нынешняя встреча была особенной, как и должно быть в Год культурного наследия. И присутствие высоких гостей из Госдумы вполне объяснимо, так как непосредственно с их участием был реализован проект установки памятника в заволжской степи. А.Е. Хинштейн — запустил механизм воплощения нашей мечты, а Э.Р. Аиткулова — представитель стороны осуществившей его изготовление.
- Со сцены юбилейного торжества, ведь посвящён был этот «Йыйын» 130-летию учёного-языковеда, называлось много фамилий активистов «Курултая», вручались награды, в том числе и Вам.
- Благодарен правительствам Самарской области и Республики Башкортостан, главе Большечерниговского района А.А. Акимову за высокую оценку деятельности нашей организации. Несмотря на то, что список награждённых был внушительным, но отмечены в этот день были далеко не все.
Невозможно оценить вклад каждого человека. А их за годы нашего сотрудничества насчитываются сотни. От тех, кто организовывал официальные праздники, выступал на сцене, обустраивал юрты и угощал национальными блюдами — до тех, кто приглашал дальних гостей на ночлег под крыши своих гостеприимных домов. За последние 16 лет нынешним составом исполкома сделано много. Работа «Курултая башкир Самарской области» отмечена высшим органом-президиумом международного союза общественных объединений «Курултай башкир». По их оценке в 2021 году, среди 29 региональных курултаев, мы вошли в тройку лидеров. На «Йыйыне» председатель президиума: МСОО ВКБ, депутат ГД Э.Р. Аиткулова лично вручила нам памятный знак за 3 место. Главой Республики Башкортостан был отмечен и мой личный вклад в развитие и укрепление организации, в результате чего я стал первым и пока единственным кавалером Ордена Салавата Юлаева в Самарской области. Запомнится Год культурного наследия ещё одним важным событием — вручением мне Губернатором Самарской области Д.И. Азаровым Почётного знака «За вклад в укрепление дружбы народов». - Знаковый год ещё не завершён, расскажите о планах организации.
- Осень станет временем подведения итогов. На основании отчётов районных и городских организаций мы проведём анализ работы актива и исполнительных органов, дадим направление новому составу исполкома и новому председателю.
Неделю назад мы приняли участие в колоритном областном мероприятии у подножия горы Шишка Алексеевского района — «Дне степи», где когда-то было первое имение Л.Н. Толстого. Для нас этот праздник особо значим. Он напоминает очень важный исторический факт: как башкирский кумыс спас великого русского писателя. А ещё, именно Лев Николаевич впервые организовал здесь для башкир праздник со скачками и силовыми состязаниями.
Конечно же, работа по увековечиванию памяти выдающихся общественных и государственных деятелей-уроженцев Самарской области продолжится. В планах: открытие барельефа председателю правительства Республики Башкортостан 18-20 годов прошлого столетия Харису Юмагулову, памятной доски участнику Великой Отечественной войны, директору Украинской школы Ивану Степановичу Тамодлину.
Поддержав инициативу жителей деревни Кинзягулово во главе с С.С. Акировым, планируем открытие историко-краеведческого музея. Здание пустующего сельского клуба решением главы района А.А. Акимова передано «Курултаю». И сами жители деревни уже немало сделали, чтобы восстановить это помещение.
Мечтаем мы и об установке памятника Х. Давлетшиной, о строительстве мавзолея имени мусульманского святого Шейха Баязида сына Дауда у деревни Утекаево. - Спасибо за интересную беседу. Есть у русского народа крылатое выражение «Иван, родства не помнящий», характеризующее человека без убеждений и традиций. Год культурного наследия вновь вернул нас к «корням» своим. И эта работа должна продолжиться в нашей дружной многонациональной семье, независимо от дат, принадлежности к какой бы то ни было культуре. Ярким свидетельством крепкого союза народов нашего района стали общие праздники не только на имелеевской поляне. В самом деле, когда мы едины…
- Галина Набатова
Фото из семейного архива С.Н. Вилданова