От простого к сложному
Волейбол — один из наиболее эмоциональных и доступных видов спорта, привлекающий большое количество лиц разного возраста и пола и вызывающий огромный интерес не только у самих участников, но и у зрителей. Он характеризуется большим разнообразием движений переменой интенсивности, насыщен элементами бега, прыжков и другими видами динамической работы. Большая подвижность, необходимость быстро реагировать на всякую новую ситуацию, возникающую во время игры, а также проявлять в нужных случаях силу, ловкость и выносливость, предъявлять к организму человека высокие разносторонние требования, удовлетворение которых достигается в результате повышения уровня деятельности почти всех органов и систем, и в первую очередь центральной нервной системы.
Мой тренерский опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания правил игры «от простого к сложному» для физического развития способностей воспитанников. Данный способ включает: визуальный ,теоретический , практический компоненты.
Теоретическая подготовка волейболистов начинается с первого года обучения в учебно-спортивных учреждениях и является неотъемлемой составной частью разносторонней подготовки спортсмена. Этот вид подготовки является основой практического изучения и совершенствования спортивной техники, физической и других видов подготовки в спорте.
Под теоретической подготовкой понимают систему знаний, изложенную в специальной научной, учебно-методической литературе, связанной с познанием и обеспечением спортивной практики. Под этим видом подготовки, также подразумевают систему интеллектуальных умений и навыков тренера, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей спортсмена в процессе его спортивной деятельности.
Теоретическая подготовка волейболистов -это педагогический процесс, направленный на вооружение юных спортсменов знаниями в области теории волейбола и общих закономерностей спортивной тренировки, на повышение теоретического уровня и содействие росту спортивного мастерства.
Важно не просто вооружить волейболистов знаниями, а научить продуктивно, использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. На практических занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать стремление волейболистов воплощать в практические действия свои выводы и решения, а также осмысливать свои действия на тренировочных занятиях.
Таким образом, теоретическая подготовка рассматривается как своеобразная база повышения физической, технико-тактической и психологической подготовленности юных волейболистов, как неотъемлемая часть процесса их совершенствования в ходе многолетней подготовки. Поэтому к проведению теоретических занятий не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны волейболистов.
Для развития необходимых технических приёмов и скоростных качеств у волейболистов необходимо использовать взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физической подготовленности и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие физические качества — сила, быстрота, выносливость, координационные способности, гибкость — в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. Специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, и прыжковая ловкость.
Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни; овладение обучающимися основам техники и тактики современного волейбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков; приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок; развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществление общей и специальной физической подготовки юных волейболистов; воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.
Результатом целенаправленной работы от простого к сложному является уровень физической подготовленности, достижения моих воспитанников, а именно призовые места в турнирах разного уровня: областных, межрайонных, муниципальных.
Б.Козаев,тренер ДЮСШ