Что в имени её?

Официальное название моей родной деревни — Имелеевка. Но среди башкир она известна под другим названием — Кыпсак ауылы. Так называли мою деревню наши прадеды, деды, наши родители. Этим названием пользуемся мы, ныне живущие башкиры. Почему моя деревня имеет двойное название? Этот вопрос интересовал меня всегда.

Существует специальная наука «Топонимика», занимающаяся изучением географических названий. Ведь топонимические данные имеют огромное значение в изучении истории края, народов, населяющих этот край. Любое географическое название имеет свою историю. Одни названия живут веками, другие — десятилетиями. Все зависит от общественно-политических факторов в обществе. Изменения в обществе, зачастую, влекут за собой изменения в топонимии. Переименование городов, поселков, деревень, других географических объектов в угоду тем или иным историческим и общественно-политическим событиям существовало во все времена. К примеру, село Украинка в момент своего образования в середине 19 века, имело название «Украйна». Это вполне логичное и объяснимое название. Устаревшее русское слово «украйна» означало «окраину», «окраинные земли». Известно, что русские переселенцы (в большинстве своем, выходцы из Калужской губернии) основавшие село, поселились на землях, которые в то время были необжитыми, окраинными землями Российской империи. Со временем село было переименовано. Это внесло некоторую путаницу в толковании названия села. Многие стали связывать его с переселенцами из Украины. Но нашими краеведами доказано, что село Украинка не имеет отношения к переселенцам из Украины.
Согласно имеющихся источников, деревня под официальным названием Имелеевка (Имелеево), возникла в 80-х годах XVIII в. Н.В.Искрин, внесший свой неоценимый вклад в историю нашего района, в своих трудах приводит данные о том, что Имелеевка основана в 1798 году. Он обосновывает свое утверждение тем, 11 октября 1798 года, решением Саратовской казенной палаты, земельные владения башкир, которые уже проживали на этой территории, были официально узаконены. Надо полагать, что деревня к этому времени уже существовала, просто с этого момента она стала упоминаться в официальных документах. Тем более, имеются подтвержденные данные о том, что в 1799 году в Имелеевке построена мечеть. Н.В.Искрин приводит выдержку из документа: «В 1799 году в деревне Имелеево, что на Большом Иргизе была построена мечеть, ставшая духовным центром кочевников…» (ГАСО, ф. 407, д. 1299, л. 5)». Весьма сомнительно, что в те времена было возможно в течении года отстроить целую деревню и построить в ней мечеть. Более предпочтительны данные профессора А.З. Асфандиярова, описавшего историю башкирских деревень. По его данным деревня Имелеевка основана в конце 80-х годов XVIII в.
Существуют две версии возникновения названия деревни. По одной из них оно пошло от имени Имельбика. По преданиям, женщина с таким именем одной из первых поселилась на этом месте. А по данным А.З. Асфандиярова деревня названа в честь Имелея Акирова, основавшего ее, а жители происходили главным образом из Карагай-Кипчакской волости Верхнеуральского уезда. Название «Имелеевка» фигурирует во всех официальных документах, но сами башкиры всегда называли эту деревню «Кыпсак».
Попытавшись ответить на вопрос, поставленный мной же в начале статьи, я обратился к некоторым источникам по башкирской топонимии. Полученными сведениями хотел бы поделиться с читателями газеты.
Факт существования двойных географических названий (топонимов) общеизвестен. За примерами далеко ходить не нужно. А если взглянуть на башкирскую топонимию нашего края, Оренбургской и Саратовской областей, а также Республики Башкортостан, таких названий можно найти много. Как правило, одно из названий обязательно связано с этнонимом, т.е. названием рода или родового подразделения. К примеру, Магадеево — деревня в Бурзянском районе Башкортостана, известна под названием Тангаур. Основана деревня башкирами Тангаурской волости Верхнеуральского уезда — представителями башкирского рода «тангаур».
В период господства кочевого образа жизни у башкир, как и у многих других народов, не было постоянных населенных пунктов. Существовали временные места зимнего или летнего расселения. С переходом к полукочевому образу жизни появились постоянные зимние поселения, которые со временем превратились в деревни. Поскольку у башкир, как у многих тюркских народов, были сильны пережитки родоплеменного деления, то и расселение по деревням проходило по родовым признакам.
Кыпчаки имеют огромное значение в формировании не только башкирского, но и многих других тюркских народов современной Евразии. После распада великого государства Дешт-и-Кыпчак в XIII в. нашей эры разрозненные группы кыпчаков влились в состав соседних тюркских народов. Это повлекло за собой изменение этнической ситуации в Средней Азии, на Южном Урале, Прикаспии и Причерноморье, а также в Среднем Поволжье. Кыпчаки участвовали в формировании многих народов: азербайджанцев, казахов, башкир, киргизов, узбеков и др. Кыпчакский этнический компонент изменил не только этнический состав народов, но и способствовал возникновению кыпчакских особенностей языка этих народов.
Кыпчаки средних веков в состав башкир вошли отдельным племенем под названием «Кыпсак» и имели свою отдельную вотчинную территорию. Древняя территория обитания кыпчаков примерно совпадает с территорией, на которой проживают представители этого башкирского рода. Кыпчакское население широко распространено на Южном Урале, Юго-Западном Приуралье и Среднем Поволжье. Это территории республик Башкортостан и Татарстан, Оренбургской, Самарской и Саратовской областей.
Кыпчакская топонимия состоит прежде всего из самоназвания рода «Кыпсак», а также из названия родовых подразделений.
Таким образом, неофициальное название моей деревни, веками хранимое в народной памяти, связано с моими далекими предками — башкирами рода «Кыпсак».
В октябре 2020 года в Уфе на расширенном заседании Комиссии по истории и развитию башкирского народа состоялась презентация проекта «Карта башкирских родов и деревень». Всего в карту включены 2 тысячи населенных пунктов. При подготовке карты историки опирались на архивные данные. Есть на карте также башкирские деревни нашей области. В настоящее время карта имеется в свободном доступе в интернете. Всякий, кого немного интересует история родного края, может ее посмотреть.

Х.А. Шугаипов