Учить наших детей жить
Креативный урок на тему: «Функциональная грамотность: современное понимание, алгоритм организации работы педколлектива» состоялся в Большечерниговской школе №2. Провёл его министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян. Прежде, чем пригласить руководителей образовательных учреждений Южного и Юго-восточного управлений к важному разговору в преддверии нового учебного года, Виктор Альбертович рассказал о целях и задачах семинара.
В десятку лучших!
- Тема, которую нам предстоит обсудить, очень важна на современном этапе. Мы знаем, что она вошла в Указ Президента, который установил нам национальные цели. Одной из задач нацпроекта «Образование» является вхождение нашей страны в десятку лидирующих стран мира по качеству образования. Как этого достичь, над чем предстоит работать мы и обсудим сегодня. Есть множество различных критериев управления: программ, результатов, цифр. Сегодня мы проанализируем, что имеем и как этим воспользоваться, чтобы с 1 сентября начать работу на конечный результат.
А зачем?
- Главный вопрос, с которого мы начинаем каждый урок: «Зачем всё это нужно?» С функциональной грамотностью живёт весь мир. Мы, рождённые в Советском Союзе и работающие в Российской Федерации, хорошо знаем, что наша система образования лучшая в мире. И никто не собирается отменять в российской школе ни русский язык, ни химию или другие фундаментальные предметы. Но сегодня нельзя не понимать, что современный мир не может базироваться только на тех знаниях, которые мы даём с точки зрения науки. Два года назад мы проводили в Самарской области небольшой эксперимент, участниками которого были педагоги и дети. Традиционные задачи «из пункта «А» в пункт «Б» ни у кого не вызвали осложнений. А вот когда перефразировали задание: «Из Самары в Тольятти выехал автобус номером 50…» Это поставило в тупик. Потому что всем хотелось цифру 50 куда-то вставить, применить. Хотя в задании это не указывалось. В жизненной практике предметные знания не нашли применения. Приведу ещё один яркий пример: По статистике очень много пожаров в частных домах и квартирах возникает из-за неправильно смонтированной проводки. Почему? Всё просто. Приобрели стиральную машину, нужна отдельная розетка. Для того, чтобы её установить, хозяин купил не тот провод, не правильное сечение и — вот плачевный результат! Зато можем решить сложнейшие задачи по физике и математике.
Все те знания, которые даёт школа, должны быть не только предметными, но и метопредметными (применяемые в реальных жизненных ситуациях).
Функциональная грамотность. Что это?
- Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования и культуры в 1957 году так трактовало это понятие: «Совокупность навыков чтения и правописания для использования в повседневной жизни, для удовлетворения житейских проблем». Прошло более 60 лет и что современный мир требует от 15-летнего подростка? Организация ЮНЕСКО преподносит функциональную грамотность, как полноценное функционирование в обществе, начиная от финансовой грамотности, заканчивая розеткой для той же стиральной машины или компьютера.
Чтобы успех ребёнка был очевиден.
Заканчивая профессиональную увлекательную лекцию, В.А. Акопьян поставил перед первыми руководителями образовательных организаций задачу: ответить на вопрос «А вошли бы результаты их школ в число 10-ти лучших результатов мира?»
При этом Виктор Альбертович сделал акцент на то, что какими бы ни были рейтинги, нельзя их воспринимать, как успех коллектива, педагога, главное — успех ребёнка, которого мы учим и воспитываем.
Предваряя практические занятия по заявленной теме, участники семинара приняли участие в тестировании. Признаюсь честно, нелегко было справиться с математическим заданием — рассчитать, сколько тротуарной плитки понадобится для того, чтобы выложить дорожки на предложенном участке с домом, гаражом и баней. Затруднительным было и другое задание, где нужно было заказать в японском кафе меню из трёх блюд. При этом потратить как можно меньшую сумму денег и получить бесплатную доставку.
Отдельное спасибо Виктору Альбертовичу за креативный вопрос про «газетную утку». Из предложенных вариантов нужно было выбрать лучший и объяснить пятиклассникам значение этого выражения.
Думаю, если с 12 лет школьники научатся креативно мыслить, несомненно, наши педагоги справятся со всеми задачами, поставленными нацпроектом «Образование».
Галина Набатова