Учить наших детей жить
![](https://stepmk.ru/wp-content/uploads/2021/07/DSC06069.jpg)
Креативный урок на тему: «Функциональная грамотность: современное понимание, алгоритм организации работы педколлектива» состоялся в Большечерниговской школе №2. Провёл его министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян. Прежде, чем пригласить руководителей образовательных учреждений Южного и Юго-восточного управлений к важному разговору в преддверии нового учебного года, Виктор Альбертович рассказал о целях и задачах семинара.
В десятку лучших!
- Тема, которую нам предстоит обсудить, очень важна на современном этапе. Мы знаем, что она вошла в Указ Президента, который установил нам национальные цели. Одной из задач нацпроекта «Образование» является вхождение нашей страны в десятку лидирующих стран мира по качеству образования. Как этого достичь, над чем предстоит работать мы и обсудим сегодня. Есть множество различных критериев управления: программ, результатов, цифр. Сегодня мы проанализируем, что имеем и как этим воспользоваться, чтобы с 1 сентября начать работу на конечный результат.
А зачем?
- Главный вопрос, с которого мы начинаем каждый урок: «Зачем всё это нужно?» С функциональной грамотностью живёт весь мир. Мы, рождённые в Советском Союзе и работающие в Российской Федерации, хорошо знаем, что наша система образования лучшая в мире. И никто не собирается отменять в российской школе ни русский язык, ни химию или другие фундаментальные предметы. Но сегодня нельзя не понимать, что современный мир не может базироваться только на тех знаниях, которые мы даём с точки зрения науки. Два года назад мы проводили в Самарской области небольшой эксперимент, участниками которого были педагоги и дети. Традиционные задачи «из пункта «А» в пункт «Б» ни у кого не вызвали осложнений. А вот когда перефразировали задание: «Из Самары в Тольятти выехал автобус номером 50…» Это поставило в тупик. Потому что всем хотелось цифру 50 куда-то вставить, применить. Хотя в задании это не указывалось. В жизненной практике предметные знания не нашли применения. Приведу ещё один яркий пример: По статистике очень много пожаров в частных домах и квартирах возникает из-за неправильно смонтированной проводки. Почему? Всё просто. Приобрели стиральную машину, нужна отдельная розетка. Для того, чтобы её установить, хозяин купил не тот провод, не правильное сечение и — вот плачевный результат! Зато можем решить сложнейшие задачи по физике и математике.
Все те знания, которые даёт школа, должны быть не только предметными, но и метопредметными (применяемые в реальных жизненных ситуациях).
Функциональная грамотность. Что это?
- Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования и культуры в 1957 году так трактовало это понятие: «Совокупность навыков чтения и правописания для использования в повседневной жизни, для удовлетворения житейских проблем». Прошло более 60 лет и что современный мир требует от 15-летнего подростка? Организация ЮНЕСКО преподносит функциональную грамотность, как полноценное функционирование в обществе, начиная от финансовой грамотности, заканчивая розеткой для той же стиральной машины или компьютера.
![](https://stepmk.ru/wp-content/uploads/2021/07/DSC06063.jpg)
Чтобы успех ребёнка был очевиден.
Заканчивая профессиональную увлекательную лекцию, В.А. Акопьян поставил перед первыми руководителями образовательных организаций задачу: ответить на вопрос «А вошли бы результаты их школ в число 10-ти лучших результатов мира?»
При этом Виктор Альбертович сделал акцент на то, что какими бы ни были рейтинги, нельзя их воспринимать, как успех коллектива, педагога, главное — успех ребёнка, которого мы учим и воспитываем.
Предваряя практические занятия по заявленной теме, участники семинара приняли участие в тестировании. Признаюсь честно, нелегко было справиться с математическим заданием — рассчитать, сколько тротуарной плитки понадобится для того, чтобы выложить дорожки на предложенном участке с домом, гаражом и баней. Затруднительным было и другое задание, где нужно было заказать в японском кафе меню из трёх блюд. При этом потратить как можно меньшую сумму денег и получить бесплатную доставку.
Отдельное спасибо Виктору Альбертовичу за креативный вопрос про «газетную утку». Из предложенных вариантов нужно было выбрать лучший и объяснить пятиклассникам значение этого выражения.
Думаю, если с 12 лет школьники научатся креативно мыслить, несомненно, наши педагоги справятся со всеми задачами, поставленными нацпроектом «Образование».
Галина Набатова