Волнение, активизация, саморегуляция…

Начало апреля. Приближается пора, непростая для одиннадцатиклассников, их родителей и педагогов.
Совсем немного времени остается для того, чтобы завершить подготовку и настроиться на сдачу единого государственного экзамена. Главная цель, стоящая перед старшеклассниками — сдать экзамены и, в дальнейшем, поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Подготовка к ЕГЭ в ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова, ведется уже более десяти лет. Наши наблюдения подтверждают, что современные старшеклассники нуждаются в оказании им поддержки со стороны педагогов, родителей и психологов. У кого-то из ребят из-за волнений возникает стрессовая ситуация, которая мешает ему во время экзаменов использовать весь имеющийся у него потенциал. Кто-то, наоборот, излишне самоуверен, теряет бдительность и допускает нелепые ошибки. Обидно? Конечно! И детям, и родителям, и педагогам обидно получать плачевные результаты еще и потому, что в 11 класс приходят сознательно, с поставленной перед собой целью — поступить в желанное учебное заведение и прилагают к ее достижению неимоверные порой усилия, причем, задолго до выпускного класса. Но вот тут, на финишной прямой и срабатывает психологический фактор, справиться с которым самостоятельно порой бывает не всем под силу.
Процесс формирования психологической готовности к единому государственному экзамену в нашей школе включает следующие направления:
Индивидуальная и групповая психодиагностическая работа со старшими школьниками. У каждого человека свой уровень развития познавательных процессов: мышления, памяти, внимания; учебной мотивации и таких эмоционально-личностных особенностей как стрессоустойчивость, уверенность в себе, оптимизм, эмоционально-волевой самоконтроль, мотивация достижения. От того, насколько они развиты, зависит и эффективность формирования психологической готовности к ЕГЭ. Проведение диагностики старшеклассников позволяет выявить школьников «группы риска», установить уровень тревожности и степень эмоциональной напряженности. Результаты диагностической работы позволяют психологу подобрать эффективную форму и стратегию психологической поддержки школьников, которые испытывают трудности в подготовке к единому государственному экзамену.
Следующим направлением формирования психологической готовности школьников является индивидуальная и групповая консультативная работа. Это оказание помощи обучающимся, направленной на формирование у них знаний о психологических барьерах, которые возникают при подготовке к экзамену; активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрети уверенность в возможности преодоления трудностей; выработку продуктивных стратегий борьбы с возможными стрессами. В процессе этой работы происходит снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции, формирование уверенного поведения, разработка рекомендаций для педагогов, родителей и непосредственно самих учеников, которые обратились за консультацией.
Коррекционно-развивающая работа при формировании психологической готовности школьников к единому государственному экзамену состоит в том, что идет работа с учениками, которые испытывают трудности в обучении. Эта работа направлена на развитие навыков самоорганизации и самоконтроля у школьника, на снятие тревожности и формирование уверенного поведения, обучение способам снятия эмоционального напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, развитие навыков эмоциональной и физиологической саморегуляции, активизация внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе и своих силах.
Психопрофилактическая работа по формированию психологической готовности к единому государственному экзамену включает групповые психологические занятия. Одним из методов такой работы является социально-психологический тренинг. Легче признавать ошибки и находить в себе достоинства, когда рядом такие же как ты.
На основе этих видов стратегий и осуществляется формирование психологической готовности к единому государственному экзамену. Непосредственно перед самим экзаменом, ребятам, умеющим планировать свою работу, вовремя сосредотачиваться и продуктивно трудиться, мы рекомендуем запланировать небольшую передышку за день до ЕГЭ. Как правило, это люди уравновешенные, с крепкой долговременной памятью. Они начинают готовиться за несколько месяцев до экзамена и в последнюю неделю просто повторяют пройденное. Такому типу учащихся лучше соблюдать баланс труда и отдыха даже перед экзаменом.
Людям спонтанным, творческим, склонным перескакивать с одного на другое, лучше не останавливаться. Речь не о тех, кто схватился за учебник в последний момент. Есть категория людей, которые хуже сосредотачиваются, но лучше переключаются с одного на другое, как будто мечутся. Мозг таких людей сам организует свой отдых, поэтому никаких пауз накануне экзамена делать не нужно. Этому типу выпускников лучше войти в сезон ЕГЭ по накатанной — сразу из периода подготовки.
Но, главное, всем ребятам необходимо понять, что волнение перед экзаменом — норма. Все здоровые люди испытывают тревогу и неуверенность перед важными событиями. Небольшое волнение даже помогает достичь успеха. Главное, держаться на оптимальном уровне тревоги — не поддаваться панике, но и не расслабляться. Если человек совсем не волнуется, не испытывает напряжения, ему труднее сосредоточиться и применить свои способности в полную силу.
Волнение — признак того, что мы делаем нечто важное для нас. Вы волнуетесь, поскольку хотите показать высокие результаты, от которых зависит поступление в вуз. Но если уровень тревоги чрезмерный — энергия уходит на регуляцию волнения, а на задания экзамена сил остаётся меньше. Мы верим, что у вас всё получится, а время, чтобы поверить в себя, у вас ещё есть!
Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют детей на выбор предметов ЕГЭ, внушают им уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и.. не мешать ему. Поощрение, поддержка, а главное — спокойствие взрослых помогают выпускникам успешно справиться с собственным волнением и выдать те результаты, на которые мы все рассчитывали.

И.Белова педагог-психолог
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка