Начальник отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции ГУ МВД
России по Самарской области подполковник полиции Оксана Ильичева информирует, что
04.10.2022 Президентом Российской Федерации подписаны федеральные конституционные
законы о вхождении в состав Российской Федерации четырех новых субъектов: Донецкой
Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской
областей, согласно которым граждане Украины и лица без гражданства, постоянно
проживавшие на 04.10.2022 или ранее постоянно проживавшие на указанных территориях и
выехавшие из указанных субъектов в Российскую Федерацию , а также их
несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации (при условии
принесения Присяги гражданина Российской Федерации).
Рассмотрение поданных до дня вступления в силу (до 04.10.2022) федеральных
Конституционных законов заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации
прекращается.
На территории Самарской области процедура документирования граждан указанной
категории паспортами Российской Федерации делегирована подразделениям по вопросам
миграции территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел.
Таким образом, для документирования паспортом Российской Федерации четырех
указанных субъектов необходимо руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Подача заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
    Заявление подается в подразделение по вопросам миграции территориального органа
    федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту регистрации
    либо фактического проживания, при этом заявитель проходит обязательную
    дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.
    К перечню документов, представляемых гражданину вместе с заявлением о выдаче (замене)
    паспорта относятся:
  • две личные фотографии размером 35х45 мм.
  • свидетельство о рождении заявителя (при наличии).
  • один из следующих документов, удостоверяющих личность и гражданство заявителя:
    документ, удостоверяющий личность и гражданство Украины, Донецкой Народной
    Республики или Луганской Народной Республики, содержащий сведения о регистрации по
    месту жительства на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
    Республики, Херсонской или Запорожской областей в любой период до дня принятия в
    Российскую Федерацию указанных субъектов, либо с приложением справки о регистрации,
    выданной к ID-карте, или паспорт гражданина СССР образца 1974 года, или вид на
    жительство лица без гражданства на территории Украины, Донецкой Народной Республики,
    Луганской Народной Республики, или временное удостоверение личности лица без
    гражданства в Российской Федерации, или свидетельство о предоставлении временного
    убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу не имеющему других
    документов, удостоверяющих личность и гражданство Украины, которые содержат отметку
    о регистрации по месту жительства на территории Донецкой Народной Республики,
    Луганской Народной Республики, Херсонской или Запорожской областей.
    Документы, выполненные на иностранном языке, без дублирования в них записей на
    государственном языке Российской Федерации (русском языке), подлежат переводу на
    русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть
    засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о
    нотариате.

Паспорт оформляется без взимания государственной пошлины, установленной подпунктом
17 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Срок оформления паспорта не должен превышать 10 календарных дней со дня приема
подразделением по вопросам миграции заявления о выдаче (замене) паспорта и документов,
необходимых для его оформления.
Заявление о признании гражданином Российской Федерации ребенка, не достигшего
четырнадцатилетнего возраста подается одним из родителей ребенка или иным его законным
представителем.
Вместе с вышеуказанным заявлением предоставляются следующие документы:
1) Одним из родителей или единственным родителем:
– паспорт гражданина Российской Федерации заявителя;
– свидетельство о рождении ребенка;

  • в случае усыновления (удочерения) ребенка и отсутствия в свидетельстве о его рождении
    указания усыновителя в качестве родителя ребенка также свидетельство об усыновлении
    (удочерении) ребенка.
    2) Иным законным представителем наряду с вышеуказанными документами также
    предоставляются:
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна;
  • документ, подтверждающий основание помещения ребенка в образовательную
    организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги,
    или иную организацию, в том числе для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя исполнять обязанности опекуна, в
    случае, если заявителем выступает уполномоченное лицо вышеуказанных организаций.
    Оригиналы предоставленных документов подлежат возврату, К заявлению приобщаются
    копии этих документов.
  1. Принесение Присяги гражданина Российской Федерации.
    В случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации
    паспорт не выдается.
    От принесения Присяги гражданина Российской Федерации освобождаются:
  • лица, не достигшие возраста четырнадцати лет;
  • лица, признанные недееспособными;
  • лица, недееспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или
    произнести текст Присяги гражданина Российской Федерации и (или) собственноручно его
    подписать.
  1. Подача заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.
    Заявление может быть подано в день получения паспорта гражданина Российской
    Федерации.
    Бланк заявления выдается подразделением по вопросам миграции территориального органа
    федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
    Вместе с заявлением о нежелании состоять в гражданстве Украины предоставляются
    следующие документы:
  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • документ, подтверждающий наличие гражданства Украины, в том числе с истекшим
    сроком действия (при наличии).
  • один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Донецкой
    Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской или Херсонской
    областей на день их принятия в Российскую Федерацию, либо постоянное проживание ранее
    на указанных территориях: документ, удостоверяющий личность и гражданство Украины,
    Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, содержащий
    сведения о регистрации по месту жительства на территории Донецкой Народной
    Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской или Запорожской областей в

любой период до дня принятия в Российскую Федерацию указанных субъектов, либо с
приложением справки о регистрации, выданной к ID-карте, или паспорт гражданина СССР
образца 194 года, или вид на жительство лица без гражданства на территории Украины,
Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, или временное
удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, или свидетельство о
предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу
не имеющему других документов, удостоверяющих личность и гражданство Украины,
которые содержат отметку о регистрации по месту жительства на территории Донецкой
Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской или Запорожской
областей.
Заявление о признании ребенка в возрасте до четырнадцати лет или недееспособного лица
гражданином Российской Федерации подается его законным представителем.
При подаче вышеуказанного заявления в отношении ребенка, не достигшего четырнадцати
лет, вместе с заявлением предоставляются следующие документы:
2) Одним из родителей или единственным родителем:
– паспорт гражданина Российской Федерации заявителя;
– свидетельство о рождении ребенка с отметкой о приобретении гражданства Российской
Федерации либо иной документ, подтверждающий наличие у ребенка гражданства
Российской Федерации;

  • в случае усыновления (удочерения) ребенка и отсутствия в свидетельстве о его рождении
    указания усыновителя в качестве родителя ребенка также свидетельство об усыновлении
    (удочерении) ребенка.
    2) Иным законным представителем наряду с вышеуказанными документами также
    предоставляются:
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна;
  • документ, подтверждающий основание помещения ребенка в образовательную
    организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги,
    или иную организацию, в том числе для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя исполнять обязанности опекуна, в
    случае, если заявителем выступает уполномоченное лицо вышеуказанных организаций.
    Оригиналы предоставленных документов подлежат возврату, К заявлению приобщаются
    копии этих документов.
    Граждане указанной категории, у которых гражданство Украины не прекращено, признаются
    гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими
    заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Подавшие такое заявление
    освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины.
    С заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации имеют право обратиться
    иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории
    бывших Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и
    Херсонской областей на день вступления их в состав Российской Федерации и образования
    новых субъектов на основании видов на жительство, выданных компетентными органами
    Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, в том числе в
    отношении своих несовершеннолетних детей.
    На территории Самарской области процедура оформления вида на жительство Российской
    Федерации осуществляется Управлением по вопросам миграции Главного Управления
    Министерства внутренних дел по Самарской области и отделом по вопросам гражданства
    Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Тольятти.
    Для оформления вила на жительство заявитель предоставляет следующие документы:
  • заявление о выдаче вида на жительство в 2-х экземплярах по форме, установленной
    приложениями 1 и 2 к Административному регламенту, а также о проставлении отметки о
    регистрации по месту жительства;
  • две личные фотографии размером 35х45 мм в черно-белом или цветном исполнении;
  • документ, удостоверяющий личность и гражданскую принадлежность (для лиц без
    гражданства – при наличии), и его копию;
  • вид на жительство, выданный уполномоченными органами Украины, Донецкой Народной
    Республики, Луганской Народной Республики;
  • документ, подтверждающий факт постоянного проживания на вышеуказанных территориях
    на определенную дату (для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на
    жительство в виде пластиковой карты – справку о регистрации, выданную к ID-карте).
    В случае если документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина утрачен,
    недействителен в связи с окончанием срока действия либо изменением установочных
    данных (при вступлении в брак, расторжении брака), непригоден к использованию
    вследствие небрежного хранения, заявление о выдаче вида на жительство не принимается.
    В отношении ребенка, не достигшего возраста восемнадцати лет, или лица, признанного
    недееспособным, заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации подается
    его законным представителем – родителем, усыновителем, опекуном или попечителем.
    С заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации ребенку или
    недееспособному лицу предоставляются:
  • документ, удостоверяющий личность заявителя и его копию;
  • две личные фотографии размером 35х45 мм в черно-белом или цветном исполнении;
  • свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии), паспорт
    недееспособного лица и их копию;
  • решение суда о признании лица недееспособным, документ органа опеки и попечительства
    о назначении недееспособному лицу опекуна;
  • документ, подтверждающий факт постоянного проживания на вышеуказанной территории
    на определенную дату (для имеющих вид на жительство в виде пластиковой карты – справку
    о регистрации, выданную к ID-карте).
    При приеме заявления осуществляется обязательная дактилоскопическая регистрация и
    фотографирование заявителя (в отношении иностранных граждан, достигших возраста шести
    лет).
    Предъявляемы иностранным гражданином или лицом без гражданства документы,
    выполненные на иностранном языке, без дублирования в них записей на государственном
    языке Российской Федерации (русском языке) подлежат переводу на русский язык. Верность
    перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в
    соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.