Мобильное мошенничество
Стремительное развитие высокотехнологичных устройств в определенной степени способствовало появлению и такому же активному распространению новых видов противоправной деятельности, в частности преступлений, совершаемых с использованием мобильных средств и электронных платежных систем.
Значительно участились случаи хищения денежных средств с пластиковых карт владельцев. Пользователи пластиковых карт и прочих продуктов кредитных учреждений получают рассылку на телефон не только в виде смс сообщений, но и в мобильных приложениях «WhatsApp» и его аналогах.
При поступлении на ваш мобильный телефон разного рода рассылок необходимо быть бдительными и не отвечать на подобные сообщения, ни в коем случае не переходить по каким либо указанным ссылкам.
Необходимо помнить, что SMS-сообщения Сбербанка всегда отправляются с короткого номера «900», сотрудники банков никогда не запрашивают у клиента информацию о реквизитах карты, пин-коде, одноразовых паролях.
Ни при каких обстоятельствах не сообщайте свои персональные данные! В SMS-сообщениях, направляемых Сбербанком России по операциям, проведенным с использованием вашей карты, обязательно указываются последние 4 цифры номера Вашей карты (мошенникам они не известны).
Также, участились случаи хищения денежных средств с банковских карт с использованием услуги «Мобильный банк». При получении банковской карты предлагается данная услуга, с точки зрения пользователя — это удобно. Однако необходимо помнить, что при подключении данной услуги вы указываете конкретный номер телефона оператора сотовой связи, на который в дальнейшем вам будут приходить отчеты по всем операциям с вашей картой. Злоумышленник, имея на руках ваш мобильный телефон или сим-карту, на номер которой подключена услуга «Мобильный банк», может легко воспользоваться данными.
Соблюдайте элементарные меры предосторожности, чтобы уберечь себя от случаев хищения денежных средств. Так, в случае утраты сотового телефона или сим-карты, а также в случаях, когда вы решили сменить номер телефона, необходимо уведомить об этом банк, и путем подачи письменного заявления отключить услугу «Мобильный банк».
Владельцам смартфонов рекомендуется избирательно относиться к получаемой в Интернете информации и не открывать незнакомые ссылки во входящих СМС-сообщениях, будь то даже известные приложения, как «Авито», «В контакте», «Одноклассники» и так далее.
Что делать, если факт хищения денежных средств все же обнаружился? Следует срочно обратиться в кредитную организацию для получения подробной выписки о движении ваших средств (с указанием адресата получения переводов) и заблокировать карту. У сотового оператора нужно получить детализацию соединений по номеру, на который подключена услуга «Мобильный банк», и с этими документами обратиться в полицию.
Необходимо рассказать и еще об одном виде мошенничества: на телефон приходит СМС о якобы блокировке карты с номера, похожего на номер поддержки банка. В СМС указывается телефон, по которому необходимо перезвонить для уточнения обстоятельств. А если телефон не указан, то через пару минут перезванивает мошенник и представляется сотрудником банка. В конечном счете, мошенник убеждает клиента, что для разблокировки карты ему необходимо подойти к банкомату и нажать ряд клавиш, в результате после таких нажатий на мошеннический номер телефона или пластиковую карту уходит «энная» сумма денег. Сейчас вам может показаться, что такое с вами не произойдёт никогда, но поверьте — деньги переводят совершенно адекватные, трезвые люди разных возрастов, и это говорит о хорошей психологической подготовке мошенников.
Помните, что сохранность вашего имущества, в первую очередь, зависит от вас самих. Соблюдайте определенные правила, и вы предостережете себя от преступного посягательства.
Г. Сабирова — начальник СО
майор юстиции