Золотой свет над селом

он разлился на финише 2021 года, ознаменовав собой завершение монтажа основных конструкций храма в честь Покрова Божией Матери.
Увенчавший культовое строение почти четырёхтонный купол осветил путь к «сердцу» главного села самого южного района губернии.
Уникальное произведение архитектуры за годы строительства «обросло» множеством легенд. И одна их них о том, почему миссия возрождения православия в заволжской степи оказалась возложенной на жителей соседней республики (ныне государства) Казахстан. В доперестроечный период граждане единой страны выбирали место жительства по принципу «Мой адрес Советский Союз».
Так для славянской семьи Почколиных малой родиной стал город Уральск.

Был мальчик!
Исследуя факт появления в наших краях священника-энтузиаста, невольно вспомнилась классическая фраза: «А был ли мальчик?!» Применительно к этому случаю, он не иносказательно, а на самом деле — был! Потому что первое знакомство протоиерея Николая Почколина с Большой Черниговкой состоялось в пятилетнем возрасте, когда он следовал маршрутом «Уральск-Куйбышев». Случилось так, что на технической остановке в нашем селе, как раз в середине пути, Коленька с бабушкой отстали от автобуса. История закончилась благополучно. С помощью доблестных стражей порядка на милицейском мотоцикле «Урал» рейсовый автобус догнали. И пассажиры, согласно купленным билетам, вернулись на законные места. Однако, что-то ведь задержало мальчика, хоть и на какой-то час, в Большой Черниговке?!
Воспоминания детства сподвигли уже семинариста, ещё и ещё побывать здесь. Так же, проездом, заглянул на воскресное богослужение. Появление в молельном доме молодого человека в кителе не могло остаться незамеченным. Впоследствии, он даже не ведал о том, что с первого дня знакомства с ним церковный актив села Большая Черниговка следил за его судьбой. Они нашли своего будущего священника через Уральскую епархию. Третьекурсник духовного общеобразовательного учреждения, был уже в чине дьякона, проводил службы. Рукоположив в священный сан и отправляя семинариста в далёкое село, архиерей даже не знал, где оно находится. Может быть и закончилась эта поездка, как обычная командировка, если бы славные прихожанки молельного дома не проявили житейскую мудрость. «Предыдущие кандидаты приходили к нам через служебный вход, — рассуждали они, — а батюшку Николая мы через главный проведём, он и останется». «Железный» аргумент сработал.

Свято место
Выбор площадки для строительства храма имеет не менее загадочную историю.
Островок, затерявшийся близ больших зданий райцентра: РДК, Универмага и кинотеатра «Восход», представлял собой пустырь поросший бурьяном и амброзией. Именно по этой причине и не разглядели его вовремя начинающие предприниматели. Зато он чётко вписывался в концепцию «сердца» села, так как находился в самом центре его. Члены комиссии, пришедшие осмотреть участок, с трудом пробирались сквозь заросли в некоторых местах доходившие до пояса. И вдруг прямо на них вышла внушительного вида собака. Игнорируя отпугивания людей, она не переставала преследовать делегацию и истошно выла. «Состояние наше, — вспоминает отец Николай, — было прямо-таки жуткое. Под вой животного мы сгруппировались, продолжая размечать границы территории. А собака, так же внезапно, как и появилась, скрылась в зарослях». Свидетели необычного происшествия расценили его как особый знак: какими бы ни были препятствия, Храму быть! В правильности выбранного места убедились впоследствии, обратившись к истории села. В то время ещё здравствующие старожилы указали точное место погребения первого священника. Пустырь оказался целым кладбищем священнослужителей. Доподлинно известно, что именно здесь нашёл последнее пристанище протоиерей Александр.

От Самары до Балкан —
такова география творчества истинного зодчего Ю.И. Харитонова. Знакомство с архитектором наш священник считает промыслом Божиим.
Профессионал своего дела уже возвёл множество культовых строений в России и на Балканах. Только в Самаре он — автор таких храмов как: Георгия Победоносца на площади Славы и храма во имя Софии-Премудрости Божией на набережной Волги у монумента «Ладья». «Поражает образ мысли этого человека, — говорит о Юрии Ивановиче отец Николай, — когда впервые увидел будущий храм в эскизном варианте, сразу стал узнавать элементы неорусского стиля, которые сегодня можно встретить только на островках православия на Балканах. Изначально хотелось, чтобы концепция нашего храма связывала эпохи. И результат превзошёл ожидания. Был создан совершенно индивидуальный проект. Элементы его могут перекликаться с уже существующими, но конструкционно он — единственный, неповторимый».
В практике Ю.И. Харитонова это первый сельский храм, всё, что он строил до этого, в том числе и за границей, было в городской черте.
Посетив нашу стройку, Владыка был крайне удивлён, что такой сложный проект воплощается в отдалённом от регионального центра районе: «Храмы такого масштаба только в городах строить!» — констатировал высокий гость.
Вывод такой был сделан не случайно, потому что все стройматериалы: от песка до кирпича приходилось возить из областной столицы.

Всем миром
строился храм в главном селе района. Современные слова «меценат», «спонсор» отец Николай не приемлет, называя бескорыстных помощников в возведении уникального объекта, доброхотами. Таких было и есть очень много. Назвать всех просто невозможно, как и оценить вклад каждого.
Один помогал материально, другой — трудом, третий — молитвами. С уважением к чувствам верующих относится и местная власть, и руководители градообразующих предприятий, поддерживая стройку материально.

С Божией помощью
Несмотря на грандиозность и сложность проекта воплотитель его ни разу не усомнился в правильности выбранного пути. Да, говорили, что можно было уменьшить и удешевить проект, и строился бы он гораздо быстрее. Но, к счастью, в самый, казалось бы тупиковый момент, находились люди, готовые подставить плечо.
На первых этапах строительства отцу Николаю пришлось обойти все крупные предприятия областной столицы. И помощь была конкретная, весомая.
Однажды он спросил директора крупного завода: «Почему решили помочь?» «Много приходило священников, — ответил он, — просили в общем. А тут, впервые батюшка аргументированно обозначил желаемое. Просил не денег, а профессиональных возможностей».
Таким образом, конструкторское бюро этого предприятия, методом проб и ошибок, помогло изготовить специфический церковный реквизит: надкупольники, лестницы, которых они никогда не делали. В процессе совместной работы инженеры и священник достигли совершенства: специалисты завода сумели в железе (а это очень непростой в обработке металл) изготовить маленькую копию одного из куполов храма Василия Блаженного. Его можно увидеть на въезде в село Большая Черниговка.
Божиим даром считает отец Николай и знакомство с бригадой воронежцев, виртуозно владеющей кирпичной кладкой. Семейная артель в составе отца с сыном и племянника без устали работала на аномальной жаре. Трудолюбие и мастерство этих людей завораживало: не всякий опытный каменщик сможет так точно выложить, например ажурный крест, как это получается у мастеров из Воронежа.
Не иначе, как Божиим промыслом объясняется и такой случай, когда срочно нужны были деньги на оплату двух тонн металла. «Не найдя никакого решения, уже вечером, перед последним сроком оплаты заказа, открыл кружку для сбора пожертвований на храм, — вспоминает батюшка, а там как раз нужная сумма. И не отдельными купюрами, а в единой скрутке — положенной одной рукой!»

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Общими молитвами
Говоря о знаковых событиях в «жизни» строящегося храма, обыватели назвали бы: освящение колоколов и возведение главного купола.
Однако, настоятель прихода в честь Покрова Божией Матери считает, что нет важнее даты для прихожан, чем 2 января 2014 года.
В день памяти Иоанна Кронштадского в новом, ещё недостроенном храме, состоялась первая служба. «Господь нас слышал, — продолжил свою мысль отец Николай, — потому что мы беспрестанно молились. На время прекращали службы для проведения каких-либо строительных работ и снова служили».
Не обошлось без спасительной молитвы и в день поднятия главного купола.
Наблюдать за уникальной операцией собрались жители села. Когда 52-х метровая стрела подъёмного крана, казалось бы, достигла цели, наблюдавшие внизу поняли, что-то пошло не так!
«Момент, в самом деле, был тревожный, — вспоминает отец Николай, — только стали опускать на место купол и вдруг какой-то треск, шум, напоминающий взрыв. Случившееся повергло в шок.
В таком состоянии находились до тех пор, пока не выяснилось, что рванула печка на насосной станции нефтеподогрева. А к нам пришла волна от этого «ЧП» как раз в тот момент, когда купол коснулся свода».
Страшно представить, чем бы это могло закончиться, если бы там, наверху, не устояла конструкция размером с полноценный дом!
Трудности… О них батюшка рассуждает философски. Хорошо ли это, когда находится состоятельный человек, готовый, как говорится, сдать объект «под ключ», а священник только заказывает «музыку»?! Для протоиерея Николая Почколина воплощение задуманного — непередаваемое состояние. Особенно гордится он обретением в бесконечных хлопотах сподвижников и настоящих друзей.
Вернёмся к знаковой купольной истории. Чтобы провести эту архисложную монтажную операцию, необходимо было заполучить супер-кран не менее чем стотонник!
Но поиски, конечно же, не самое сложное. Известно, сколько стоит работа обычного крана. Да ещё перегнать гиганта надо было за 150 километров.
Трудно было поверить, но в единственной в Самаре фирме, владеющей специальной техникой, нашёлся человек неравнодушный к нашему району.
Несмотря на то, что земляк другого вероисповедания, он с готовностью поддержал благое дело, проведя переговоры с учредителями фирмы.
Благодаря счастливому случаю 160-тонный кран и ещё две единицы мощной техники, сопровождавших его, были целый день в распоряжении строителей храма, успешно завершив подъём и установку купола.

Служенье муз не терпит суеты
Имея профессиональное музыкальное образование, отец Николай закончил школу по классу фортепьяно, а в училище овладел редким инструментом гобоем, он не понаслышке знает какую роль в духовном просвещении играет настоящее искусство. И потому каждой детали, как во внешнем, так и внутреннем убранстве храма, придаёт особое значение. В стремлении к совершенству так же не обошлось без провидения. Сотрудничество, переросшее в дружбу, с супружеской парой самарчан — настоящих мастеров прикладного творчества, позволяет воплощать самые смелые планы. Он — иконописец-реставратор. Все иконы, которые, так или иначе, попадали в молельный дом, в большинстве своём в плачевном состоянии, прошли через его золотые руки. Заслуживает внимания ростовая икона Покрова Божией Матери. Основа для росписи была подготовлена так, чтобы впоследствии дерево не дало трещин. Икона выполнена в византийском стиле на сусальном золоте. Супруга художника — занимается шитьём священнического облачения. Соответственно все одеяния протоиерея Николая Почколина — работа профессиональной швеи. Занятие это требует не только навыков, но и определенных знаний, ведь по цветовой гамме облачения можно определить время богослужения: в белом священник служит в период Рождества и Крещения Господня, в красном (цвет крови) — проводит Пасхальные богослужения, черный цвет (скорби) — служба в Великий пост.
«Ко всему, что мы делали и делаем, — говорит отец Николай, — изначально лежала душа. В храме не будет каких-то традиционных фигур. Замысел таков: господство духа над плотью — иносказательное перенесение святых, которые жили задолго до наших дней. Всё это планируем отразить в росписи, выполненной в технике фресок».

Росли вместе с Храмом
Немало родителей первого набора воскресной школы, которые приводили детей в молельный дом, были далеки от православной веры. «Трудно ассоциировать церковь с прежним заведением, располагавшимся в этом здании», — говорили они. И это тоже было весомым аргументом в пользу строительства храма.
Параллельно с главным объектом православной стройки поднимались и стены нового здания воскресной школы.
С гордостью говорит отец Николай, что ему довелось провести уже обряд венчания своих воспитанников, крещение их первенцев.
Одним словом, храм, несмотря на то, что находится в статусе незавершённого объекта строительства, живёт полной духовной жизнью.
Впереди ещё много работы: внутреннее убранство, обустройство прилегающей территории.
Трудно не заметить, как храм Покрова Божией Матери органично вписывается в ансамбль центральной площади села. Безусловно, такое единение духовного, эстетического и патриотического направлений в заботе о будущем малой родины, придаёт нам бодрости духа и уверенности в завтрашнем дне.

Галина Набатова