Что значит Родину любить…
В год педагога и наставника я решила осуществить свою давнюю мечту — написать о Людмиле Григорьевне Кочневой , учителе химии Августовской школы, руководителе объединения «Патриот», главном редакторе школьной газеты «Слово за слово», экскурсоводе школьного музея, депутате Собрания представителей сельского поселения Августовка. Главная цель её жизни — воспитать в детях желание беречь, охранять, ценить и любить всё, что вмещается в понятие «Родина».
Кто мои родители? Как они — жители Украины, оказались на Августовской земле? Кто мои предки? Что они оставили после себя в памяти моих близких?
Подобные вопросы волновали Людмилу с раннего детства. Она расспрашивала своих родителей, вместе с ними знакомилась с родственниками по фотографиям старого альбома, бережно хранимого в семье. Родители воспитали в ней любовь к малой родине, где она родилась и выросла, научила любить каждый кустик, каждый цветок, ценить людей.
Знакомясь с жизнью предков, она ощущала себя частью своей семьи, и той местности, где живет, маленькой песчинкой России. Хотелось больше узнать о родной улочке, о соседях, о селе… Она заболела «неизлечимой болезнью» — краеведением. Педагог пытливо изучала историю родного края, сильнее и крепче испытывала любовь к нему. Чувства переполняли её сердце и выливались в поэтические строки:
Хочу в любви признаться не тебе,
Мой друг, читающий стихи,
А Родине, своей земле,
Деревне, где горланят петухи.
В любви — реке, с названием Иргиз,
Что нас спасает от жары и жажды,
В любви — тропинке, что сбегает вниз.
Мосточку, что построен мной однажды.
И улице в любви признаюсь я,
Что прилепилась к берегу крутому.
Люблю до боли я тебя, Земля,
И не могу любить я по-другому.
Люблю закат, пылающий огнём,
И тот цветок, что у забора вьётся.
Люблю березку под моим окном —
Всё это Родиной моей зовётся!
Автор стремилась передать свои чувства, поделиться знаниями, в первую очередь, с детьми. Она была убеждена, что любовь к Родине необходимо воспитывать с раннего детства. Это смогут сделать родители и педагоги.
Людмила Григорьевич твёрдо решила стать учителем, отчётливо понимая, что в школьном воспитании понятие «Отечество» должно быть определяющим. А воспитатель — образцом для подражания. Активная жизненная позиция учителя притягивает к себе детей. Она участвует в различных конкурсах: «Учитель года», «Классный руководитель года», возглавляет научно-методическую работу в школе, делится опытом работы на Российских фестивалях прессы «Растим патриотов России». Как депутат поселения, вместе с воспитанниками объединения «Патриот», принимала участие активное в составлении списков участников войны посёлка Пекилянка для открытия памятника и создания Книги памяти.
С первых дней работы Л.Г. Кочнева учебную работу объединила с внеклассной. Сначала это был кружок «Театр и химия», где она стремилась увлечь детей серьёзной наукой, экспериментами, исследованиями, лабораторными работами… Учитель помнила высказывание Д. Менделеева: «Знания без воспитания — вещь в руках сумасшедшего».
Как классный руководитель, со своими воспитанниками, изучала историю улицы Набережная. Дети знакомились с жителями, встречаясь с ними на посиделках. «Музей одной семьи» — так назывались встречи в доме В. Зарудневой, рукодельницы и цветовода.
Не менее интересной для ребят была встреча со старейшими жителями улицы на Масленицу «В старину едали деды…». Они приготовили блюда по старинным рецептам, рассказали о них и угостили детей.
Замечательный праздник под раскидистыми ивами на берегу Иргиза организовала Людмила Григорьевна для жителей улицы и для своих воспитанников.
Под шумок кипящего старинного самовара шло общение людей разных поколений. Незатейливые рассказы сменялись песнями под аккордеон В. Решетиловой, чаепитием, выступлением семейного ансамбля Поликарповых…
Такой же дружной командой разных поколений выращивали рассаду цветов для сельского парка. Воспитанники педагога приняли активное участие в экоконкурсе СМАРСа «Сделай своё село красивым». Вместе защищали на районной научно-практической конференции социальный проект «Вторая жизнь сельского парка».
Используя накопленные знания, жизненный опыт, Людмила Григорьевна учила и учит детей чувствовать красоту родной земли, природы. Ведь представление о своей Родине неотделимо от дорогого сердцу облика той местности, где он рос, от родительского очага, от людей, чья жизнь может служить образцом для подражания. Это главное богатство.
Под её чутким и умелым руководством дети приобщаются к исследовательской работе. Интерес к ней она подогревает рассказами об ученых, научных работниках — выпускниках нашей школы.
Подобные исследования выставляли подопечные наставника на суд жюри Головкинских, Кирилло-Мефодиевских чтений; в научно-практической конференции «Взлёт»; районных, окружных, областных конкурсах; фестивалях Российской прессы, в областной эстафете музеев «Жизнь замечательных людей»….
Патриотизм — это не только любовь к родному краю, где человек родился, живёт. Это любовь ко всей нашей необъятной Родине. Немало воспитательных задач решается в увлекательных поездках.
Когда-то зародилась в Августовской школе хорошая традиция: в последние школьные каникулы посещать стольныый город — Москву. Это был подарок десятиклассникам — выпускникам от колхоза.
ЛюдмилаГригорьевна возродила забытую традицию. Её воспитанники посетили Москву и Великий Устюг, Иркутск и Бурятию, Сочи и Адлер, Анапу и Абхазию, Волгоград и Санкт-Петербург, Казань и Карелию….
Это далеко не весь перечень мест, где побывали августовские школьники со своим увлеченным и влюбленным в Россию педагогом.
Результаты походов, экспедиций, путешествий — достижение всей школы. Душа каждого участника переполнена положительными эмоциями. Они спешат поделиться впечатлениями с другими. Начинается увлекательная работа над собранным материалом.
«Узнал сам — расскажи другим» — девиз юнкоров школьной газеты, главным редактором которой, со дня её основания, является Л.Г. Кочнева.
Очерки, путевые заметки, интервью, стихи — воспоминания с Камчатки и Уфы, Екатеринбурга и Воронежа, из Находки и Приморского края узнают читатели газеты.
Все творческие работы детей и руководителя — это гимн родному краю.
«Здесь мы многому научились, прежде всего — быть командой, оперативно собирать новости, брать интервью у незнакомых людей, добиваться поставленной цели, а иногда уметь проигрывать…
Домой мы привезли дипломы, сертификаты, подарки и массу впечатлений о разных уголках нашей прекрасной Родины», — читаем в одном из спецвыпусках газеты.
Ценнейший материал, собранный учителем с воспитанниками во время путешествий, используется на уроках, классных часах, родительских собраниях. Фотографии, подарки, воспоминания становятся экспонатами школьного музея, где влюбленный в своё дело педагог-экскурсовод Л.Г. Кочнева рассказывает слушателям о каждом, заставляя удивляться, радоваться и гордиться тем, что они живут в такой замечательной стране с красивым именем «Россия».
Т.Н. Искрина — ветеран педагогического труда